Авторами документа стали 35 народных депутатов, в частности руководство парламента и нардепы из профильного Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства. А значит, с большой вероятностью можно предположить, что решение будет иметь поддержку. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте Обнуление реформ: что теряет Украина после смены Кабмина

Зачем это нужно?

Такой шаг кажется логичным и даже предсказуемым, потому что непрерывность власти на местах – вопрос не только политической стабильности, но и безопасности общин. В условиях военного положения нужен четкий центр принятия решений на каждом уровне – от центрального правительства до небольшого села.

Именно от органов местного самоуправления зависит, будут ли работать критические службы, будет ли профинансирован ремонт дорог, будут ли громады иметь доступ к гуманитарной помощи и социальным выплатам. Отсутствие власти в нынешней ситуации стало бы катастрофой.

Неуникальная практика

Другие государства также принимали похожие решения в кризисные времена. Например, во время Первой и Второй мировых войн Великобритания перенесла парламентские выборы, а правительство действовало на основе продленных полномочий. Франция в 1940 году отменила сразу президентские и парламентские выборы, а чуть позже и местные. В период Второй мировой войны правительства Дании и Финляндии также отложили выборы.

Были случаи, когда выборы переносили из-за стихийных бедствий или пандемии, например, из-за пандемии COVID-19 отложили более 80 избирательных процессов на разных уровнях. В 2012 году, после урагана "Сэнди", США перенесли выборы на местном уровне, а Япония в 2011 году откладывала местные выборы из-за землетрясения и цунами.

Так что это не уникальная практика: в кризисных ситуациях правительства выбирают безопасность и стабильность, а выборы проводят позже.

Ключевым остается одно – обеспечить прозрачность управления и контроль за властью, чтобы люди не чувствовали себя отстраненными.

Какие риски?

Однако решение отсрочить выборы не лишено рисков. Ведь выборы – ключевой механизм, благодаря которому возможно обновить власть и проверить доверие к ней. Отсутствие избирательного процесса может привести к застою в общинах, где руководители неэффективны или потеряли контакт с людьми.

В некоторых регионах могут появиться подозрения в нелегитимности политической системы, когда за должности держатся годами без публичного мандата. Это особенно чувствительная тема в стране, где доверие к институтам традиционно зависит от прозрачности процессов.

Что же дальше?

Еще один важный вызов – подготовка к предстоящим выборам уже сейчас. Послевоенное голосование не будет простым возвращением к старой системе: миллионы людей стали внутренне перемещенными лицами, а часть общин до сих пор находится под оккупацией или на линии фронта. Нужно уже сейчас работать над разработкой механизма голосования для ВПЛ, определить представительство громад, которые подверглись разрушениям, а также создать безопасные избирательные округа.

Эта задача не менее важна, чем военная победа, ведь именно честные и результативные выборы после войны станут маркером восстановления демократии.

Стоит понимать, что продолжение полномочий местной власти должно сопровождать максимальная открытость: публиковать решения советов, предоставлять регулярные отчеты перед обществом, использовать цифровые инструменты для обратной связи. Возможным решением может стать создание совещательных общественных советов или механизмов онлайн-консультаций, которые дадут людям ощущение вовлеченности даже без избирательного процесса.

Поэтому постановление о непрерывности функционирования представительных органов местного самоуправления в Украине в условиях военной агрессии России не является политическим маневром, а скорее вынужденным компромиссом с реальностью войны.

Однако сохранение легитимности власти зависит не только от закона, но и от ежедневной работы чиновников и депутатов на местах. Прозрачность, подотчетность и открытый диалог с людьми – единственная вакцина от измены во времена, когда нет возможности выразить доверие или недоверие через избирательную урну.