На первый взгляд, это техническая процедура, закрепленная в Регламенте ВРУ. На самом деле она каждый раз становится политическим сигналом: страна начинает с "чистого листа". Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте Под топор могут пойти вековые леса: какие изменения планирует Гослесагентство

На этот раз под отзыв попали 9 проектов постановлений и 353 законопроекта. Среди них – 12 евроинтеграционных инициатив, из которых 5 уже получили положительное заключение профильного комитета. То есть говорится не просто о документах на бумаге, а о конкретных шагах на пути в ЕС, которые теперь придется проходить заново.

Движение ЧЕСТНО решило проанализировать, какие именно инициативы Кабмина отозвали, какие парламент рассмотрит снова и кто на это влияет.

Отозванные инициативы Кабмина отозваны
Отозванные инициативы Кабмина

Почему это происходит?

Статья 105 Регламента ВРУ предусматривает, что правительственные законопроекты существуют до тех пор, пока работает правительство, которое их подало.

Логика проста: если нет министров, которые отвечают за свою политику, некому адвокатировать реформы, поэтому их законодательные инициативы в парламенте нецелесообразны. Такая норма гарантирует, что новый Кабмин отвечает за собственную программу, а не тянет "шлейф" предшественников.

Традиция отзывать правительственные законопроекты после смены Кабмина для Украины не нова. Любая ротация в Кабинете Министров неизбежно влечет за собой волну технических отзывов.

Так что, в этом смысле нынешняя ситуация не является уникальной. Она лишь продолжает устоявшийся шаблон: смена политической конфигурации "съедает" десятки документов, над которыми работали и депутаты, и правительственные эксперты.

Впрочем, есть одно важное отличие. Правительство Дениса Шмыгаля работало дольше всех в истории независимой Украины – более пяти лет. И именно поэтому некорректно механически сравнивать количество отозванных законопроектов с более короткими каденциями его предшественников. У него банально было больше времени для продуцирования инициатив.

Впрочем, тенденция остается постоянной: каждая смена правительства не только обновляет лицо, но и фактически ставит под сомнение то, что было наработано ранее, создавая ощущение неустойчивости и временности государственной политики.

Однако для парламента это удобно: повестка дня очищается, и можно начать формировать ее с нуля – уже с учетом новых приоритетов.

Какие инициативы мы теряем?

Среди отозванных законопроектов есть такие, что годами (некоторые с 2020-го) ожидали рассмотрения, а также инициативы, поданные предыдущим правительством недавно, но так и не принятые за основу. Речь идет, в частности, о законопроектах по мобилизационной отсрочке для студентов в возрасте 25+ лет, увеличение выплаты при рождении ребенка до 50 тысяч гривен, введение отчетности по устойчивому развитию или усиление ответственности за незаконное увольнение работников.

Проблема в том, что "срезают" не только сырые или второстепенные документы. Среди отозванных инициатив часто есть те, что прошли согласование в парламентских комитетах и даже имели шанс быстро пройти зал. Теперь их придется подавать заново, а это означает дополнительные месяцы процедур.

Для общества это выглядит как задержка реформ. Там, где нужна скорость, мы снова возвращаемся к старту.

Особенно больно это бьет по тем законопроектам, которые напрямую связаны с евроинтеграционными обязательствами Украины. В частности говорится об инициативах, которые уже прошли предварительный отбор, получили положительное заключение профильного комитета, а значит, имели шанс в ближайшее время стать законом.

Именно поэтому остановимся подробнее на тех евроинтеграционных инициативах, которые уже получили положительное заключение профильного комитета, однако сейчас отправляются на новый круг рассмотрения.

Читайте также Почему мы не можем закенселить УКУ

Например, 3 июля 2025 года Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рассмотрел и рекомендовал принять за основу правительственный законопроект о внесении изменений в законодательство для обеспечения соответствия праву Евросоюза и критериям Европейского платежного совета, необходимым для присоединения Украины к Единой зоне платежей в евро (SEPA). Это классический пример евроинтеграционного законодательства, которое уже было в работе, но теперь должно проходить путь заново только через изменение состава правительства.

Такая же ситуация с проектом закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно адаптации законодательства к отдельным стандартами Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Еще 2 сентября 2024 года профильный комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал принять его за основу, однако теперь и этот документ аннулирован автоматически.

Речь идет о ключевых евроинтеграционных реформах, которые имеют значение для финансовой стабильности и международного доверия к Украине.

Среди секторных инициатив есть также законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О дорожном движении" относительно имплементации европейского законодательства. Его зарегистрировали еще в 2022 году. Профильный Комитет ВРУ по вопросам транспорта и инфраструктуры дал положительное заключение о его внесении в повестку дня и принятии за основу. Только со второй попытки документ удалось внести в повестку дня, однако он так и не дошел до голосования в сессионном зале. Теперь и этот документ стартует сначала.

Похожая ситуация сложилась с проектом закона о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс относительно борьбы с проявлениями дискриминации. Зарегистрированный в 2021 году, с 2023 года он имел положительное заключение комитета и рекомендацию принять за основу, но теперь должен проходить процедуры заново.

Еще один пример – законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно развития системы пробации, увеличение альтернатив лишению свободы и создание условий для того, чтобы снизить рецидивную преступность. Зарегистрирован в 2021 году и рекомендован профильным Комитетом по вопросам правовой политики для внесения в повестку дня того же года. Он также попал под автоматический отзыв и начинает путь с самого начала.

Все эти случаи иллюстрируют, что автоматический отзыв правительственных законопроектов – это не только формальная процедура. Оно откладывает на неопределенный срок важные социальные, евроинтеграционные и реформаторские инициативы, которые уже прошли значительную подготовительную работу в парламенте, и заставляет его начинать рассмотрение заново, теряя драгоценное время для страны.

Это уже было

Украинская политика знает десятки таких "перезагрузок". Каждая смена правительства автоматически означала обнуление старых инициатив. Вопрос лишь в том, научились ли мы проходить этот этап без потери темпа. Потому что демократия – это не только право менять правительства, но и ответственность сохранять институциональную память и преемственность реформ.

Перезапуск правительственных инициатив – это возможность и испытания, сможет ли новая команда не только заново подать законопроекты, но и довести их до результата. Ведь не в том сила, чтобы зачеркнуть предшественников, а в том, чтобы быстрее и эффективнее воплощать реформы.