Техника войны: мощные бронемашины, которые доехали до района боевых действий на Донбассе
В первые годы военной агрессии России на востоке Украины произошел стремительный толчок разработки отечественных бронемашин с колесной формулой 4x4. Подробнее об опыте эксплуатации на Донбассе с 2014 года новых бронированных автомобилей – читайте в программе.
Также в выпуске "Техника войны" на 24 канале:
С 2014 года из-за кризиса Кременчугский автосборочный завод остановил производство. Чтобы сохранить коллектив было задумано создать бронеавтомобиль "Барс-6". Впервые его показали на полигоне Нацгвардии, после чего машина пережила 4 эволюции.
С начала войны КрАСЗ разрабатывал защищенный четырехколесник большего класса. Первую версию "Барс-8" на шасси Dodge Ram реализовали в начале 2015 года. В апреле восьмитонник продемонстрировали нацгвардейцам, а в октябре – на выставке "Оружие и безопасность".
Агрессия России заставила обратиться к разработке бронемашин даже предприятие судостроительного сегмента. В 2015 году столичный завод "Кузница на Рыбальском" во время выставки "Оружие и безопасность" представил свой защищенный полнопроводник с неклассическим расположением боковых дверей.
Довоенная разработка "Дозор-Б" на момент начала АТО была готова, и после определенных усовершенствований должна была бы сотнями поступать в войско. Но после получения около 50 замечаний, их слишком долго устраняли на бронетанковых заводах Харькова и Львова.
Первым новым бронеавтомобилем, который стал жертвой вооруженного противостояния на востоке Украины, является Kraz Coguar на базе Toyota Land Cruiser 79. Это образец, который был доработан АвтоКрАЗом для украинских реалий за 3 месяца и производился по лицензии канадско-эмиратской компании Streit Group.
Специализированная бронированная машина "Краз Кобра" – более сбитая, чем Kraz Coguar и ездит исключительно на соляре. Вероятнее всего "Кобру" 20 января 2015 года в районе Мариуполя подбили боевики. Машина перевернулась, но никто из экипажа серьезно не пострадал.
Kraz Spartan стал одним из первых броневиков, который поехал на помощь воинам АТО. Сначала около 20 единиц поступило в Национальную гвардию, а несколько из них для полка "Азов" оборудовали безлюдным боевым модулем "Сармат" для уничтожения бронетехники.
Вслед за арабско-эмиратско-украинскими панцерниками, на Восток начал ездить специализированный бронированный автомобиль "Казак-2" от компании "Практика". На вооружение Нацгвардии машина с шасси Iveco Eurocargo принята 4 года назад.
В начале апреля стало известно, что модернизированная версия броневика "Казак-2М" принята на вооружение. Однако машина еще не эксплуатировалась на Донбассе. Она до сих пор не производится серийно и не закупается силовиками.
В декабре 2015 года руководству МВД Украины представили бронеавтомобиль "Варта" от нового на рынке производителя "Украинская бронетехника". К МАЗовскому шасси и Ярославскому двигателю были претензии по техническим и патриотическим соображениям. Все же машину начали поставлять в Нацгвардию, в частности полку "Азов", и спецподразделению полиции "КОРД".
"Украинская бронетехника" впервые продемонстрировала специализированную бронированную машину "Новатор" на выставке "Оружие и безопасность" в 2017 году. В конце года в действии "Новатора" на усиленном шасси Ford F-550 увидели нацгвардейцы.