Можем смело смотреть войне в лицо, потому что знаем, что победим, – Герои экономического фронта

26 августа 2022, 11:00
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Источник:

Банк Львов

Новое время рождает новых героев. Герои-предприниматели, которые не сложили руки, перебазируют производство под ракетными обстрелами, укрепляют украинский валовой продукт, создают новые рабочие места, ищут возможности, вращают экономические жернова и вдохновляют.

Ко Дню Независимости Украины Банк Львов презентует проект "Герои экономического фронта" – истории клиентов-предпринимателей, партнеров и единомышленников, успешно преодолевающих все вызовы войны.

Читайте также Нас бомбили самолеты, взрывались вакуумные бомбы, – переселенец Николай о первых днях ада в Харькове

"Vesna всегда была чисто украинским брендом. Я не представляю себя без украинцев, без Украины", – Инна Скаржинская

"Они съели даже косметику…" – так описывает оккупантов основательница бренда косметики Vesnа Инна Скаржинская. Женщина родом из Бучи жила возле Гостомельского аэропорта. В первые часы, когда начали бомбить, Инна собрала детей и переехала во Львов.

Мы перебазировались именно во Львов, потому что у нас уже было здесь два магазина. Тогда никто не думал, что Буча месяц будет в оккупации. Месяц в оккупации – вечность. Мы смогли вывезти остатки оборудования только после освобождения. Наш офис и лабораторию в Буче полностью разгромили. Ущерб – миллионный. Не то что микроскопы – салфетки украли. Они съели даже косметику, – рассказала Инна Скаржинская.

Однако украинские женщины не привыкли опускать руки перед трудностями. Поэтому бренд косметики Vesnа не только возродился, но и стал полезным для украинских бойцов.

"На новом месте из тех запасов, которые были, сразу приготовила сухой шампунь. Первую партию немедленно отправили на фронт. Сейчас доставляем туда и заживляющие мази. Война полностью изменила ценности. С семьей мы инвестируем в возобновление нашего бизнеса. А остающиеся средства передаем на дроны и тепловизоры", – добавила она.

Инна Скаржинская / Фото Банк Львов

"Если война нас чему-то и научила, так это умению смотреть в будущее со спокойствием", – Оксана Сибидло и Вячеслав Батт

"Когда все началось, стало ясно: привычной работы не будет", вспоминают основатели пространства Wonder Space – Оксана Сибидло и Вячеслав Батт. Они основали фотостудию в период карантина и фактически с самого начала пришлось им преодолевать немало трудностей.

"Мы сразу начали превращать пространство в убежище. 24 февраля, в четверг вечером, были готовы 30 мест. К субботе уже вся студия была в кроватях и матрасах. Первые дни войны считались за полгода. Очень быстро у нас оказалось 110 человек. Телефоны не выключались. Потом уже узнавали, что наши номера могли подписываться как "Ночлег Оксана" или "Львов Главный", – вспоминают Оксана и Вячеслав.

Равнодушие не присуще украинцам, – говорят основатели Wonder Space.

К нам сразу начали приходить львовяне, желавшие помочь. Они приносили переселенцам продукты и вещи – от трехлитровой банки огурцов до детской игрушки. Стоило опубликовать пост в соцсетях – и к утру у убежища уже была машина с подушками, которые собирали по окрестным селам. Это просто невероятно! У нас всегда были дежурные, а на кухне постоянно готовилась еда, – рассказали они.

Через Wonder Space прошло более тысячи человек и благодаря неравнодушию все они могли чувствовать себя в безопасности.

"Они у нас не спасались. Они здесь жили. Мы все вместе – единственная wonder-семья. Сейчас мы снова студия. Некоторые из тех, кто имел у нас убежище, сегодня являются частью нашей команды. Мы начинаем все с начала. Заказов, конечно, гораздо меньше. Но мы ни о чем не сожалеем. Ведь что бы ни случилось, мы так же будем вдохновлять и творить", – добавили Оксана и Вячеслав.

Оксана Сибидло и Вячеслав Батт / Фото Банк Львов

"Клиенты нам доверяли в мирное время, поэтому мы не имели права подводить их во время войны", – Сергей Волошин

Новые обстоятельства стали вызовом и для бизнесмена Сергея Волошина, являющегося совладельцем прачечной Crystal – предприятия, которое в течение нескольких часов может постирать, высушить, выгладить, сложить и доставить чистое белье в гостиницу, чтобы там его могли вовремя заменить для своих гостей.

"Очень быстро стало понятно, что прачечная будет иметь еще больше работы, чем обычно. Отели были переполнены, открывались заведения социального приюта. Мы смогли быстро адаптироваться и к увеличению количества клиентов, и к усложнению логистики. Радиус нашего обслуживания был 100 километров, а стал 400 "Где-то на 3-4 день российского вторжения к нам обратились с новым запросом: стирать спецодежду для предприятий критической инфраструктуры", – вспомнил Сергей Волошин.

Запасы стиральных средств очень быстро заканчивались, а за новыми пришлось ехать в Киевскую область, где в то время велись тяжелые бои.

"Наш поставщик имел главные склады возле Киева, в Василькове. В нескольких километрах от них шли ожесточенные бои. Нам сказали, что склады целые, охранники живые, нужно искать транспорт и ехать. Мы договорились с владельцем грузовика, чтобы забрал 22 тонны наших стиральных средств. В то же время было много запросов на доставку гуманитарных грузов на Киевщину, так что все сложилось. Признаюсь, я очень волновался за водителей, потому что они ехали и слышали выстрелы, а машина даже сломалась. Тогда никто не думал о перерасходах, ведь главное, ради чего люди рисковали – обеспечение непрерывного рабочего процесса как прачечной, так и критических предприятий в итоге", – рассказал бизнесмен.

Сергей Волошин / Фото Банк Львов

"Сейчас среди украинского бизнеса нет конкуренции, мы все как нить с иглой – работаем ради общей цели", – Оксана Черепаныч

Каждый реагирует на стресс по-разному. Оксана Черепаныч – основательница швейной компании GREHORI TEXTIL – встретила первый день войны с холодным спокойствием.

Я узнала о войне утром. Без паники, я не имею права на нее – это первое, о чем я подумала. У меня 4 ребенка. У меня 50 сотрудников. Я должна их успокоить. Они рассчитывают на меня и мою поддержку, – объяснила Оксана Черепаныч.

В мирное время компания GREHORI TEXTIL шила корпоративную одежду для ресторанов и гостиниц, а также другой текстиль. Но очень быстро пришлось сменить сферу деятельности.

"Развернулась мобилизация. Ставили блокпосты. Друзья записывались в ТрО. Всем нужна была одежда. Мы начали шить. Бесплатно. Из того, что было, даже из лоскутов. Неважно, какой цвет – термобелье, балаклавы, спальники. Ежедневно во Львов прибывали вынужденно переселенные украинцы из зон боевых действий. Они покидали дома в чем были. Им мы тоже шили самое необходимое", – рассказала основательница GREHORI TEXTIL.

Но чтобы бизнес функционировал, нужно платить налоги, коммунальные услуги, работник должны получать зарплату, а владельцы – создавать дополнительные рабочие места, – заключает Оксана. Все свободные резервы потратили на закупку тканей военного назначения.

Со всех уголков мира нам передавали образцы военного обмундирования. Мы изучали каждый карман, каждую мельчайшую деталь. Хотели, чтобы наша украинская форма была лучшей. Весь март мы усовершенствовали собственные модели. Сейчас создаем костюмы, дождевики, футболки, головные уборы. С честью вышиваем на них буквы ВСУ, – поделилась Оксана Черепаныч.

Оксана Черепаныч / Фото Банк Львов

"Мы должны быть сильными и верой да уверенностью заряжать близких на победу", – Анна Тимчишин

О ценности украинского зерна с начала войны заговорили во всем мире, тогда никто даже представить не мог, что аграриям придется собирать урожай, рискуя жизнью. Совладелец фермерского хозяйства "Агротем" Анна Тимчишин вспоминает: "Ко мне 24 февраля ехали две машины импорта удобрений. Все остановилось, никто не знал, что делать. Это был полный шок. А вы же знаете, как говорят у нас в сельском хозяйстве – один день весь год кормит. Продовольственная программа страны – это также важный фронт, потому что и воюющие солдаты должны что-то есть. И дети, и беженцы – тоже".

Поэтому вопрос выехать из Украины вообще не поднимался, говорит Анна. А наоборот, решалась судьба урожая, который нужно было собрать, высушить, сохранить, а затем продать, наладить экспорт.

Когда на твое засеянное поле падает ракета, воронку от которой так полностью и не засыпала земля из 30 самосвалов – ты не отступаешь. Думаешь: хорошо, что никого из работников не было в то время в поле, хорошо, что приземлилось здесь, за 2 километра до первого сельского дома. Мы не сдаемся, такие ситуации не ломают наш дух, – отметила Анна Тимчишин.

Поддержка всего мира придавала силы работать и оставаться на своем фронте.

"Я рада, что немецкий министр госпожа Шульце приехала именно к нам. Я могла из первых уст, как владелица небольшого хозяйства, рассказать, сколько всего важного должны решать украинские фермеры. Каждый должен быть на своем месте. Там, где он компетентен, там, где его труд будет приближать нас к победе. Откуда брать энергию для труда, когда вокруг война, грусть и слезы? Я беру ее в поле – от земли, от солнца, от неба. С глаз самых родных", – добавила бизнесвумен.

Анна Тимчишин / Фото Банк Львов

"Мы можем смело смотреть войне в лицо, потому что знаем, что победим. Пример для меня – наши ребята на передовой. Они не боятся ничего", – Тарас Демкура

Война оставила тысячи семей без жилья – обворованные, разбомбленные, сожженные, обстрелянные дома, в которые уже никогда не вернутся владельцы. Основатель компании Budmall Center – Тарас Демкура.

За 30 лет бизнес-карьеры я пережил не менее 4 кризисов. Конечно, войны почти никто из нас не ждал. Но опыт приучил быть антихрупким и адаптироваться, – поделился Тарас Демкура.

Когда есть за что сражаться, появляются и новые идеи.

"В Украине начались боевые действия. Тысячи вынужденных переселенцев группировались по спортзалам в некомфортных условиях. Нужно было искать быстрое решение здесь и сейчас. Модульные дома – идея, которая решает эту проблему. Чтобы их возвести, не нужно разрешение на строительство. Надо только согласие владельца свободного участка, а их хватает вокруг любого города", – рассказал он.

Украинские производители модульных домов решили объединиться и создали целый отраслевой кластер.

"Кластер сможет достойно представлять Украину на мировых площадках. Украинское – это современное и качественное. Нашу продукцию уже покупают в Британии и Нидерландах. Почему не увеличивать масштабы? Сейчас мы создаем новые рабочие места и платим налоги государству. Мы – на экономическом фронте. Все работают с двойной мотивацией", – отметил Тарас Демкура.

Тарас Демкура / Фото Банк Львов

Украина продолжает борьбу: на передовой, в бескрайнем небе, на Черном море, на колоссистом поле, в каждом селе и городе. Мы обязательно выгоним врага из своей родной земли, а до этого каждый из нас должен быть на своем фронте и работать ради общей цели – ради победы!

Больше о несокрушимых украинских предпринимателях, которые продолжают работать и помогать ВСУ, читайте в спецпроекте Банка Львов "Герои экономического фронта" по ссылке.

Банк Львов напоминает, что поддержать героев экономического фронта можно посетив их заведения и воспользовавшись их услугами. Поднимаем же украинскую экономику вместе!