В частности, украинское конструкторское бюро "Роботикс" занимается усовершенствованием многоцелевой роботизированной платформы (МРП), история которой началась задолго до 24 февраля 2022 года. О том, какие функции выполняет это изобретение и на что оно способно, 24 Канал при поддержке компании Cosmolot рассказывает в спецпроекте Brave Inventors.

Смотрите также Чтобы помочь ГСЧС: какую роль играют роботизированные платформы от школы "Вперед в Будущее"

В новом выпуске директор ООО КБ "Роботикс" Вячеслав Ковбаса рассказал о том, как возникла идея создания многоцелевой роботизированной платформы и как она помогает ВСУ выполнять самые разные задачи. А IТ-директор конструкторского бюро Олег Вислобоцкий объяснил, как оператор может дистанционно управлять роботом, находясь в безопасном месте. Обо всем этом и других особенностях МРП – в материале.

Какие функции выполняет многоцелевая роботизированная платформа: смотрите видео

Назначение МРП

Инженеры КБ "Роботикс" начали работать над созданием многоцелевой роботизированной платформы после 2014 года. В то время изобретатели создали боевой модуль, которым можно было управлять дистанционно.

"Он был тяжелым, поэтому его неудобно было носить в руках. Тогда у нас и появилась идея сделать устройство, с помощью которого можно было бы этот модуль перемещать", – вспомнил директор ООО КБ "Роботикс" Вячеслав Ковбаса.

БРП способна выполнять широкий спектр задач

МРП способна выполнять широкий спектр задач / Скриншот с видео 24 Канала

Разработчики изготовили роботизированную платформу, на которую можно устанавливать разные средства, помогающее ВСУ давать отпор противнику. Впоследствии поняли, что изобретение способно выполнять гораздо более широкий спектр задач.

Именно поэтому платформа и называется многоцелевой. Ее можно использовать для логистики, то есть перевозки определенных грузов или эвакуации раненых. Помимо боевого модуля, сюда можно установить элементы для разминирования или лазерную подсветку, которая нужна при применении некоторых снарядов,
– отметил Вячеслав Ковбаса.

МРП прошла испытание в реальных условиях

Платформа имеет 6 колес, на каждом установлен отдельный электродвигатель мощностью 1 киловатт. При этом конструкция устройства максимально проста. Разработчики сделали все возможное, чтобы в случае повреждений эту МРП можно было починить в полевых условиях. Все детали легко отсоединяются, их можно просто заменить – это не требует дополнительного профессионального оборудования. Конечно, если речь идет о несложном ремонте.

Прочность и надежность платформы была испытана в реальных условиях

Прочность и надежность платформы была испытана в реальных условиях / Фото КБ "Роботикс"

Впрочем, действительно повредить многоцелевую роботизированную платформу не так просто. Ее прочность и надежность была доказана в реальных условиях и проверена временем.

МРП работают с 2015 года, и у нас был прилет АГС. В результате в одном колесе было пять пробоин, робот был покоцанный, но спокойно доехал до пункта постоянной дислокации. Там его быстро отремонтировали, и он поехал дальше,
– рассказал директор ООО КБ "Роботикс".

Также в зависимости от миссии, которую должна выполнять платформа, разработчики могут усилить ее защиту.

"По бокам МРП и сейчас защищают колеса. А спереди мы планируем в случае необходимости установить бронированные плиты, которые выдерживали бы снаряды калибра 7,62 миллиметра с расстояния 10 метров. Мы уже работаем над этим вариантом", – отметил Вячеслав Ковбаса.

Преимущества роботизированной платформы – проходимость и грузоподъемность

Особого внимания заслуживает высокая проходимость МРП. Она легко преодолевает бездорожье и поле, спокойно переезжает холмы, а ее танковый разворот позволяет выполнять маневры практически в любых условиях. Роботизированная платформа успешно прошла целый ряд испытаний на полигонах.

"Последний тест по проходимости был весной. Это поле, грязь… И робот на одном заряде за 2 дня проехал 25 километров", – подчеркнул Вячеслав Ковбаса.

Роботизированная платформа способна преодолевать много препятствий

Роботизированная платформа способна преодолевать много препятствий / Скриншот с видео 24 Канала

Кроме того, МРП уже доказала свою эффективность и рабочую выносливость в реальных условиях.

Я думаю, что об этом можно сказать. Робот использовался в Бахмуте, где в дежурном режиме простоял 72 часа. Заряда рабочего места, то есть пульта управления хватает на 7 часов, затем его нужно подзаряжать. А сама платформа простояла 72 часа, и после этого на зарядку ей нужно около 6 часов,
– отметил директор ООО КБ "Роботикс".

Еще одно большое преимущество разработки – ее грузоподъемность. Изобретатели указывают, что полезная нагрузка платформы составляет 300 килограммов, а в реальности эта цифра выше. Более того, как показывает практика, МРП способна тянуть за собой 9 тонн!

Как осуществляется управление МРП

Многоцелевая платформа является частью большого комплекса, каждый из элементов которого выполняет важную роль в ее работе. МРП транспортируют в автомобильном прицепе, специальном оборудованном для этой цели. Его можно прикрепить как к обычному автомобилю, например, пикапу, так и к "Хаммеру", КрАЗу или даже БТРу.

БРП транспортируют в специальном автомобильном прицепе

МРП транспортируют в специальном автомобильном прицепе / Скриншот с видео 24 Канала

В прицепе оборудовано рабочее место оператора, а также все необходимое для управления, связи и обслуживания этой МРП:

  • большой и малый пульты управления;
  • антенна;
  • специальное место с креплениями для транспортировки роботизированной платформы;
  • генератор (чтобы зарядить МРП при отсутствии других источников электроэнергии).

Также в комплект входят эвакуационные сани, которые крепятся к платформе и позволяют эвакуировать раненых в безопасное место.

Экипаж комплекса обычно состоит из 2 человек – водителя и оператора роботизированной платформы. Как уточнили разработчики, время развертывания МРП – от остановки транспорта до начала работы – составляет до 7 минут. При этом при необходимости с этим может справиться один человек.

Как рассказал Олег Вислобоцкий, ІТ-директор ООО КБ "Роботикс", управление роботизированной платформой может осуществляться с помощью двух пультов.

Маленький позволяет вывести работа из прицепа и управлять им до 100 метров. Если МРП отъезжает дальше, то нужен уже большой пульт, с помощью которого можно осуществлять дистанционное управление на расстоянии более 1,5 километра,
– отметил Олег Вислобоцкий.

Роботизированная платформа помогает эвакуировать раненых

Роботизированная платформа помогает эвакуировать раненых / Фото КБ "Роботикс"

На экране большого пульта отображается картинка, которую робот видит с помощью установленных на нем камер переднего и заднего вида. Платформы с боевыми модулями также оснащены тепловизорами, что повышает эффективность их работы. Как отметили представители КБ "Роботикс" по опыту, представители ВСУ могут научиться управлять роботизированной платформой всего за 1 день.

Еще одним из преимуществ МРП является то, что она почти незаметна для радиолокационных комплексов.

Предпочтительно средства РЭБ разработаны для подавления любых радиосигналов и имеют высокие антенны. Так что чем ниже источник сигнала, тем труднее его задавить. Если по небу летает беспилотник, станция его увидит. А вот с наземными платформами РЭБам справиться тяжеловато,
– объяснил IТ-директор ООО КБ "Роботикс".

Почему присоединились к платформе Brave Inventors

МРП очень полезная вещь, ведь представители ВСУ могут руководить ею дистанционно, находясь в безопасном месте. Впрочем, стоит роботизированная платформа недешево – 80 тысяч долларов. Поэтому, чтобы это изобретение было доступно в большем количестве, команда конструкторского бюро "Роботикс" присоединилась к платформе Brave Inventors.

"Наша разработка имеет полный пакет документов согласно действующей нормативной базе. Мы предлагаем полностью готовое изделие и работаем над тем, чтобы ВСУ могли его активно использовать", – подчеркнул Вячеслав Ковбаса.