Насколько "зимнее" дизтопливо является "зимним": исследование

11 января 2018, 15:00
Читати новину українською

Температура воздуха в Украине постепенно снижается, а это значит, что владельцы дизельных автомобилей могут столкнуться с проблемой, когда их автомобили не заведутся из-за замерзания топлива.

Синоптики прогнозируют резкое похолодание уже через пару дней.

Столичный Институт потребительских экспертиз проверил качество зимнего дизтоплива, отобрав пробы в самых крупных сетях АЗС нашей страны и отправив их в сертифицированную лабораторию. У экспертов были определенные опасения, поскольку в аналогичном исследовании прошлого года треть образцов оказались некондиционными.

Читайте также: Что означают значки на панели приборов

Что исследовали

Эксперты посетили заправки в Киеве практически всех крупных сетей, и выборочно - небольшие сети. "Под прицел" попали Shell, ОККО, WOG, Glusco, AMIC, КЛО, ANP, БРСМ – Нафта, SunOil, LUXWEN, Motto, Marshall. Исследовали как обычное дизельное топливо, так и "фирменные" сорта, которые, по заявлениям продавцов, имеют улучшенные параметры. Список параметров также был довольно обширный - цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность. И, конечно, главные "зимние" показатели – предельную температуру фильтруемости и массовую часть воды. Результаты удивили видавших виды экспертов – "бодяги" не оказалось ни у кого, и лишь один образец оказался Евро-4, остальные соответствовали высокому классу Евро-5.

"Полярные" рекорды

Первым делом в лаборатории проверили самый главный "зимний" параметр –морозостойкость. Некондиционная "солярка" при низких температурах быстро превращается в кисель, забивает фильтры – и машина превращается в "недвижимость". Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – только 9 образцов являются "честным" "зимним" топливом. У остальных участников, чьё топливо полностью соответствовало нормативам, показатели легли в диапазоне от минус 17 по Цельсию и ниже. Формально это не соответствие "зимней" марке "З" (- 20°С), но пока температура не сильно опустилась, заправляться таким топливом можно.

Читайте также: Как сделать автомобиль экономичнее

Ну, а "полярником"-рекордсменом по температуре фильтруемости стало фирменное топливо Shell (V-Power Nitro+) – ниже минус 34°С! Это даже ниже, чем декларирует сама сеть – на рекламе указано температура замерзания до минус 32 Цельсия. Дальше на подиуме расположились ОККО (Pulls Diesel) – ниже минус 32 и КЛО (Ventus diesel) - 31°С. В случае с ОККО результат не дотягивает до рекламируемых минус 40, но в целом очень неплохо.

Цетана мало не бывает

Далее специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы Shell (обычное ДТ и V-Power Nitro+) – 53,6 и 54,2 единицы соответственно, WOG (Mustang Diesel), КЛО (Ventus diesel) – 53,6 единицы, LUXWEN (ДТ Евро) – 53 единицы.

Вспышка

Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в "солярку" посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.

Читайте также: В Украине в очередной раз поднялись цены на бензин 95-й уже по 30 грн

Вода

Как правило, вода в дизтопливо попадает из-за неправильного хранения или не совершенной логистики. Вода очень быстро заставит двигатель заглохнуть, поскольку кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра. К счастью, в этот раз следов воды ни в одном образце не обнаружено.

Содержание серы

Главный "экологический" показатель дизтоплива — содержание серы, хотя продукты сгорания серы наносят вред не только экологии, но и двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг это не проблема. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Практически полное отсутствие серы было зафиксировано у Shell (обычное ДТ и V-Power Nitro+) – 3 и 2, КЛО (Ventus diesel) – 2 мг/кг, ОККО (ДТ ЕВРО) – 3 мг/кг. Отличный результат!

Выводы

В целом, операторы сетей АЗС неплохо подготовились к морозам, по крайне мере, явной "не кондиции" нет. Да, некоторые сети продают не совсем "зимнее" топливо, и "дизелистам" следует быть внимательными, поскольку климат и у нас ещё тот – плюсовая температура может внезапно смениться снегом и лютыми морозами. Поэтому некоторые большие сети, например, Shell и WOG, заранее подготовились к холодам, а не тогда, когда температура достигнет критических значений. Остаётся лишь посоветовать автомобилистам не "вестись" на низкую цену на одиночных АЗС и, конечно, следить за погодой. При прогнозе сильных холодов нужно обязательно заправляться только арктическим "дизелем", поскольку только он на 100 % обеспечит комфортную езду.

Напомним, что эксперты назвали 7 причин для установки ГБО.