(Не)безопасная дорога: как снизить аварийность до нуля

15 ноября 2016, 13:33
Читати новину українською

По данным ВОЗ, более миллиона человек погибает в ДТП ежегодно. В Украине дорожно-транспортные происшествия уносят жизни около трех тысяч человек в год. Чтобы улучшить ситуацию на дорогах и уменьшить неутешительные цифры, специалисты начали кампанию "За безопасные дороги". Что она предусматривает и как должна работать – в материале сайта "24".

Прежде всего, кампания "За безопасные дороги", которая началась символично во время Всеукраинской недели безопасности дорожного движения, предусматривает работу по снижению скорости для водителей и пользованию ремнями безопасности. Потому что, кроме прочего, отмечают эксперты, именно эти факторы вызывают больше проблем на украинских дорогах. В частности, по мнению сопредседателя Совета реанимационное пакета Реформ, директора Центра демократии и верховенства права Тараса Шевченко, скоростной режим в населенных пунктах следует снизить до европейской отметки – 50 км/ч, а также уменьшить правило "+20 километров". То есть, если разрешенная скорость 60 км в час – в городе, разгоняясь, даже до 80 км/ч, можно отделаться лишь предупреждением.

Пользоваться ремнями и креслами и запрет на телефоны

Фактически смертность, которую мы имеем на дорогах, говорит Шевченко, можно сравнить с самолетом, который упал и имеет большое количество жертв. Если бы разбивались самолеты – внимание общества, чиновников и политиков, отмечает эксперт, было бы в сотню раз больше. А в то время, когда на дорогах гибнут тысячи людей, государство практически никаких мер не принимает. Поэтому возникает потребность реализовывать "безопасность на дорогах" силами общественных активистов, полицией и заинтересованными в этом народными депутатами. Ведь именно в руках последних – имплементация "дорожных" инициатив на законодательном уровне.

Чтобы уменьшить смертность и травматизм на дорогах, отмечает Шевченко, во-первых, обязательным является введение автоматизированного контроля скорости, во-вторых, увеличение штрафов за превышение этой же скорости. В-третьих, следует повысить штрафы и за "игнорирование" поясов безопасности, потому что штраф в 51 гривну не останавливает украинцев, упорно не хотят ими пользоваться.

В топ-5 факторов, которые приводят к фатальным авариям на дорогах, кроме отказа от ремней безопасности и высокой скорости, входят современные блага цивилизации – мобильные телефоны, которыми водители в последнее время не пренебрегают вообще, а также отсутствие детских кресел, когда они нужны.

Две важные цели

Безопасность на дорогах – проблема, волнующая не только украинцев, но и весь мир. В частности, этот вопрос содержится в глобальном плане действий до 2020 года, цель которого – снижение смертности и травм в дорожно-транспортных происшествиях на 50%, комментирует Наталья Король, руководитель отдела по борьбе с неинфекционными заболеваниями Бюро ВОЗ в Украине.

Кроме того, поддержка органов законодательной власти, как уже упоминалось, является крайне важной. Потому что если амбициозные цели в борьбе с уменьшением количеств ДТП останутся только на словах (далее дело за законодателями), эффективных результатов мы не увидим. Как отметил народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам безопасности автодорожного движения Комитета ВРУ по вопросам транспорта Игорь Диденко, уже создан Межведомственный совет по безопасности дорожного движения под председательством министра инфраструктуры. В то же время, считает Диденко, ничего придумывать не надо, все уже есть. Куда важнее, отмечает он, координация действий. Единственным, кто способен контролировать качество работы государства в вопросе безопасности дорожного движения, является общественность. Вместе с тем, отмечает он, безопасность – это ответственность на местах, то есть делегирование полномочий городам. Сейчас в Украине подобная политика отсутствует, добавляет Диденко, как и государственная стратегия в борьбе с аварийностью на дорогах.

Статистика неполная

Уже более года в Украине представители общественной организации "Vision Zero" продвигают мысль, что смертность на дорогах следует снижать до нуля. Эксперт реанимационного пакета Реформ, основатель ОО "Vision Zero" Виктор Загреба констатирует: если полиция Украины предоставляет хоть какие-то данные по превышению скорости, которое вызывает около 30% всех ДТП, то информации о том, сколько людей пользуются ремнями безопасности и сколько погибло из-за их неиспользования – нет. Так же как и отсутствует статистика количества водителей, которые во время управления автомобилем пользуются мобильными телефонами.

Как показали отдельные исследования, проведенные в нескольких городах западной Украины, рассказывает Загреба, только от 7 до 15% водителей пристегнуты ремнями безопасности, а более 50% водителей на одном из проспектов Ивано-Франковска ехали, превышая отметку 80 км/ч.

Использование дорожного пространства – всеми

Конечно, водители не единственные участники дорожного движения – еще пешеходы и велосипедисты. И они наименее защищены, отмечает Вадим Денисенко, координатор по национальной работе Ассоциации велосипедистов Киева. Безопасность дорожного движения этих участников, объясняет эксперт, гарантируют два подхода: разнесение потоков (как пример, когда пешеходы переходят дорогу в подземных переходах или велосипедисты едут вне проезжей части) и более современный метод – совместное пользование дорожным пространством. Однако, говорит Денисенко, пока в Украине оно не прижилось, однако именно такое использование дорожного полотна является эффективным способом успокоения движения, особенно в крупных городах.

В то же время по мнению экс-журналиста, народного депутата и члена комитета ВРУ по вопросам европейской интеграции Мустафы Найема, сейчас выглядит так, что кто-то кого-то заставляет выполнять закон, пользоваться ремнями безопасности, не пить за рулем, не нарушать скорость. И это выглядит, как будто в стране есть какой-то отец и дети, которые хотят свободы, а им ее не дают. То есть, прежде всего, отмечает Найем, садясь за руль машины, сознательными и ответственными за свою жизнь и других должны быть сами граждане. Кроме того, нардеп предлагает за пьянство ввести уголовную ответственность. Если человек сознательно садится за руль в нетрезвом состоянии, говорит Найем, пусть будет готов получить штамп о судимости.

Подытожив, можно говорить: предложения экспертов не новы, все водители о них слышали и знают. Однако, не всегда эти абсолютно несложные правила применяются. И пока конкретной государственной стратегической программы в этом направлении не произведено, общественные активисты всеми возможными способами раз обращают внимание – обычное соблюдение правил дорожного движения водителями, велосипедистами и пешеходами способно действительно уберечь не одну жизнь.

Читайте также: Забудьте о резком торможении: как безопасно водить в гололед