В 1930 году Гарланд Сандерс открыл небольшую автомастерскую на обочине федеральной магистрали в маленьком американском городе Корбин. Там и начала свой отсчет история одной из самых мощных сетей быстрого питания. Об этом и не только – читайте дальше.

Интересно Кофейная империя Starbucks: какими хитростями компания побуждает покупать дорогие напитки

"Я вынес старый обеденный стол и 6 стульев. И решил, что мы можем продавать еду людям, которые здесь останавливаются. За тем столом собиралось много водителей грузовиков. Тогда я ничего не знал о ресторанном деле", – вспомнил Гарланд Сандерс.

Готовить Сандерс умел и любил с детства. Он вырос в семье с небольшим достатком. И пока мама работала, ухаживал за младшими братом и сестрой. Для них и научился готовить. А уже в 10 лет его устроили на работу на ферму.

гарланд сандерс
Гарланд Сандерс / Фото The Wall Street Journal

До 40 лет Сандерс был человеком-оркестром. Он успел поработать:

  • кондуктором;
  • солдатом;
  • помощником кузнеца;
  • кочегаром паровоза;
  • страховым агентом;
  • грузчиком мебели;
  • капитаном парома;
  • автослесарем.

Пока не открыл собственное автодело в Кентукки. Довольно быстро Сандерс заметил, что его забегаловка приносит больше заработка, чем мастерская. Поэтому пришлось сделать ставку на кулинарию.

Основной и единственной пищей в меню стал "Кентуккийский жареный цыпленок Гарланда Сандерса, приготовленный по особому рецепту с 11 травами и специями". Благодаря "условно" таинственному рецепту компания и сегодня пытается подогревать атмосферу эксклюзивности вокруг своей продукции.

Этот рецепт с подписью Сандерса расположен в сейфе в штаб-квартире KFC, и там также есть 11 колб, наполненных этими специями и травами,
– рассказал маркетолог, основатель онлайн-издание Marketer.ua Антон Юдин.

Чтобы сохранять ингредиенты в тайне, рецепт даже не запатентовали. И хотя современные методики позволяют распознать некоторые компоненты, якобы никто, кроме технологов KFC, не знает их пропорций. Эту историю тонко используют в маркетинговых целях.

К примеру, американский журналист Херб Скрибнер заметил, официальный аккаунт KFC в твиттере следит за 5 страницами группы Spice Girls и 6 мужчинами по имени Херб. "Spice Girls в США называют еще как Spices – специи. А Herb переводится как трава. Поэтому твиттер-аккаунт KFC подписан на 11 трав и специй", – объяснил Антон Юдин.

Когда количество желающих насладиться жареной курочкой от Сандерса начало расти, он столкнулся с проблемой. 30 минут, необходимые для приготовления блюда, голодному клиенту казались вечностью. На помощь пришла тогдашняя техническая новинка – скороварка. Благодаря ей Гарланд начал кулинарить вдвое быстрее.

"Полковник Сандерс усовершенствовал оригинальный рецепт тем, что жарил мясо под давлением. Мы до сих пор используем тот же стандарт", – отметил шеф-повар KFC Боб Дас.

Курочка так понравилась американцам, что вскоре ее стали воспринимать как коронное блюдо Кентукки. А в 1935 году губернатор штата принял Сандерса в почетный "Орден кентуккийских полковников". Поэтому в случае Гарланда полковник – не офицерское звание, а символический титул. Мужчина открыл мотель и ресторан, дела процветали.

Читайте также Корпорация Starbucks: самые громкие скандалы и почему ее до сих пор нет в Украине

Но жизнь неожиданно поставила подножку. В начале 1950-х годов построили новое федеральное шоссе, которое проходило на 7 миль в обход заведений Сандерса. Весь поток машин повернул туда, а Гарланд остался без клиентов. Однако кулинар не опустил руки.

Он брал рецепт, собирал несколько мешочков приправ в багажник, ездил и разговаривал с владельцами ресторанов. И делал ставку на роялти. Полковник давал право включать его курочку в меню заведений. Взамен получал 5 центов с каждого проданного блюда.

Еще в 1952 году Сандерс продал франшизу предпринимателю Питу Харману из штата Юта. Тот зарегистрировал название Kentucky Fried Chicken и известный до сих слоган "Пальчики оближешь".

В знаменитых бумажных ведерках блюда KFC начали продавать почти через 30 лет от основания компании. В классическую порцию входили:

  • 14 кусочков курицы;
  • 5 булочек;
  • поллитра соуса.

kfc
Меню KFC в заведении в Берлине / Фото BBC

В 1964 году группа американских инвесторов приобрела весь бизнес Гарланда за 2 миллиона долларов. Уже пожилому мужчине назначили пожизненную пенсию и право контролировать качество в ресторанах сети. Но вскоре он пожалел, что продал компанию. Считал, что продешевил.

Следующие несколько лет он ездил по Соединенным Штатам, посещал кафе и всегда критиковал заведения за то, что они изменили его рецепт,
– отметил Антон Юдин.

Сандерс заявлял, что такой соус не захочет есть даже его собака. Мужчина не скупился на острые слова и в разговорах с прессой. В конце концов Гарланд и новые владельцы сумели примириться.

Еще при жизни пиарщики компании сделали из Сандерса "живую легенду". Образ полковника в неизменном белом костюме и черном галстуке-бабочке до сих пор активно используют для различных типов продвижения. Основатель компании по сей день является лицом бренда. А его изображение, хотя и пережило некоторые изменения, остается на логотипе KFC.

kfc
Полковник Сандерс на логотипе KFC / Фото Unsplash

Человеческое лицо на логотипе – это в успешный кейс для визуальной рекламы. "Когда мы видим какие-либо глаза, то наш периферийное зрение просит нас повернуть голову и посмотреть. Потому мозг воспринимает это как опасность, возможный сексуальный объект. Это на уровне еще архаического мозга", – объяснил основатель студии маркетинга и дизайна MUST Владимир Полищук.

"Красный цвет – это о низких ценах, о привлечении внимания. То есть, смотрите, у нас что-то такое грандиозное. Конечно, это не о зоне покоя. И также это ассоциация с мясными блюдами", – Владимир Полищук.

Образ Сандерса продолжают использовать в презентации KFC даже после его смерти. В рекламных акциях часто снимают актеров, загримированных под знаменитого полковника. К примеру:

  • в Гарланда превратился Хафтон Бьернсон – исполнитель роли Грегора Клигана из "Игры престолов";
  • в рекламе фаст-фуда снялся и Билли Зейн, известный зрителям по фильму "Титаник".

Основатель KFC ушел из жизни в возрасте 90 лет. Он умер от пневмонии в 1980 году. Тогда сеть быстрого питания насчитывала 6 тысяч заведений в 48 странах. А годовая сумма продаж составила 2 миллиона долларов.

Сейчас владельцем "жареной курочки из Кентукки" является американская холдинговая компания Yum! Brands. Экспансия бренда распространилась на 145 стран.

Знаменитое блюдо по рецепту Сандерса продают в 25 тысячах ресторанах. Кроме классической курочки, в современном меню можно найти бургеры, картофель-фри, напитки и даже десерты.

Недавно KFC запустила линейку из веганских и нежареных компонентов. Такой себе "здоровый фаст-фуд". Пошла компания и на другие крайности, создав высококалорийный Double Down бургер, в котором вместо булочек подают 2 куска жареной курицы. Несмотря на противоречивые отзывы, это блюдо – достаточно популярная позиция в меню.

kfc бургер
Double Down бургер в KFC / Фото Википедия