Отважный украинец "вырвал" у советской власти 30 тысяч произведений искусства
Благодаря стараниям Бориса Возницкого в 2012 году Украина смогла представить в Лувре коллекцию барочных скульптур Пинзеля, и благодаря ему туристы имеют возможность гулять по выставочным залам трех замков.
Распоряжаясь фантастическими богатствами, украинский искусствовед при этом никогда не имел собственной коллекции, жил в хрущевке и ездил на стареньких Жигулях без водителя.
Когда он в 60-тых годах возглавил Львовскую галерею, в ней были 11 тысяч экспонатов. И возможно этим бы и ограничился, но именно в то время в стране началась волна разрушения церквей и соборов. Возницкий, не спрашивая ни у кого разрешения, собирал экспедиции и отправлялся в села.
В селе Годовица был свидетелем, как пионеры прямо в храме разожгли костер и сносили к нему иконы, книги и шедевры Пинзеля. Тогда удалось спасли несколько работ. Но часто не успевали. Однажды приехали в село, когда в огонь летела последняя скульптура из алтаря. В другой раз застал группу студентов, когда та распиливала произведения Пинзеля на дрова. Из 18 фигур, удалось выхватить 5, правда уже без головы и рук.
Читайте также: Самым известным джазменом СССР стал украинец-любитель
В целом собрал 27 работ, которые после 300 веков забвения заговорили о себе в художественных кругах Европы.
В Жовкве спас картину Альтамонте "Битва под Веной" впечатляющих размеров – 8 на 8 метров. В заброшенном соборе куски практически уничтоженного полотна служили мишенью, в которую местные ребята стреляли из рогаток.
Во время экспедиций постоянно ночевали в поле, у стогов сена или скирд пшеницы. Шутливо называли их "отелями Возницкого". В таких условиях всего за четверть века удалось наполнить музейные фонды 30 тысячами экспонатов, которые сейчас оценены приблизительно в семнадцать миллиардов евро.
В отпуска не ходил с 70-х годов. Не имел времени. И еще в 86 лет держал под жестким контролем музейные сокровища.
Сейчас во Львовской картинной галерее 17 филиалов и 60 тысяч экспонатов.