Павел Розенко: Нельзя делить пенсионеров на сорта!
Как залатать 80-миллиардную "дыру" в Пенсионном фонде, когда в Украине появятся негосударственные пенсионные фонды и куда пойдут сэкономленные деньги от спецпенсий, сайту "24" рассказал министр социальной политики Павел Розенко.
Недавно вы сообщили, что дефицит Пенсионного фонда составляет 80 миллиардов гривен...
В это трудное время у многих украинцев возникает вопрос: чем обусловлены пенсионные ограничения, которые были введены? Мы объясняем, что сейчас в условиях экономического кризиса в Пенсионном фонде — я не говорю, что это дефицит — не хватает около 80 миллиардов гривен на выплату тех мизерных пенсий, которые есть в Украине. То есть доходы фонда на сегодняшний день на 80 миллиардов меньше, чем расходы, которые он совершает. И без помощи государства, без государственных дотаций Пенсионный фонд самостоятельно как финансовое учреждение выжить не сможет. Ежегодно, и в этом году тоже, в государственном бюджете есть строка "Финансирование Пенсионного фонда", и значится 80 миллиардов, чтобы закрыть эту дыру. Эта сумма является проблемной — мы ее закрываем через бюджет. Но все видят, что средства выплачиваются вовремя, в полном объеме и без задержек.
Беспокоит само состояние финансовой системы, потому что вместо того, чтобы эти деньги шли на развитие экономики, вкладывались в инвестирование, в государственные проекты развития — они фактически проедаются.
И как решить эту проблему?
Во-первых, государство должно очень сильно работать над ростом доходов Пенсионного фонда. Доходная база фонда может увеличиваться за счет роста экономики и детенизации заработных плат. На этом мы сейчас делаем основной акцент.
Вы считаете, что сейчас реально детенизировать заработную плату? И сколько времени понадобится, чтобы за этот счет накопить средства для пенсионных выплат?
Сейчас за один день или один месяц детенизировать зарплату понятно нельзя. Потому что детенизация – это не только снижение давления на фонд оплаты труда. (А это то, что сделала Верховная Рада, приняв закон об уменьшении ставки ЕСВ). Это комплексный вопрос. Бизнес должен ожить, получить возможность спокойно работать. Для этого нужно провести дерегуляцию экономической деятельности, потому что бизнес сегодня зарегулирован различными законами, ограничивающими актами, лицензиями, сертификатами, законодательными "ловушками", которые сдерживают его развитие.
Во-вторых, нужно также лишить бизнес от слишком контролирующего давления от фискальных органов. Проверки — это беда нашей системы. Надо просто дать возможность работать.
И третье — необходимо предоставить бизнесу доступ к финансовым ресурсам. Не только к кредитам банковской системы, но и к государственным средствам через прозрачные правила и тендерные процедуры. Сейчас это происходит во многих министерствах, в том числе Министерстве социальной политики, из-за перехода на электронные закупки. И четвертое, реформирование судебной системы, потому что, скажем так, именно суды являются основой для принятия решения о рейдерском захвате бизнеса. Поэтому это вопрос комплексный — в одной сфере его не решить. Но мы движемся в этом направлении. И думаю, что в этом году мы увидим первые шаги по легализации заработных плат.
Читайте также: Розенко заявил, что ожидать повышения пенсий не стоит
Вы говорили, что при зарплате в 3,5 тысячи гривен человек будет получать пенсию в 1,5 тысячи? Что нужно сделать, чтобы в будущем получать большую пенсию? Поскольку не во всех населенных пунктах есть возможность получать большую заработную плату.
Да, есть такие расчеты. Но четко надо понимать, что рост зарплаты зависит от развития экономической деятельности, от детенизации заработных плат. У нас маленькие заработные платы лишь формально. 50% людей по разным опросам честно говорят о том, что получают заработную плату в конверте. Минимальную зарплату они получают легально, а остальную часть, очевидно, в конверте. Поэтому после легализации зарплаты мы увидим совсем другие цифры. Но, безусловно, и просто увеличение зарплаты должно происходить. Это не простой экономический процесс, но государство будет стимулировать его. И у нас зафиксировано, что в декабре на 13% вырастет минимальная заработная плата, то есть повысятся соответствующие стандарты, и это приведет к увеличению зарплат в экономике.
Но это же увеличение только на 100 гривен...
100 гривен — это к минимальной заработной плате, а при начислении выходят большие суммы. Опять же, когда два года не увеличивали зарплаты, то даже эти 13% — это, в принципе, шаг в правильном направлении. Но нельзя говорить о том, что экономика падает, а зарплаты могут расти — это не нормально.
Второй вопрос, это пенсионная система. Сегодня ее нужно рихтовать, и очень серьезно. Когда мы говорим о 80 миллиардах дефицита Пенсионного фонда, это еще раз подтверждает, что в пределах солидарной пенсионной системы мы не протянем. Она исчерпала себя. Поэтому надо использовать другие механизмы. Мы разработали законопроект (он сейчас проходит через экспертное обсуждение и Кабмин), согласно которому будем запускать полноценную трехступенчатую систему. Там будет присутствовать солидарная часть, накопительная система страхования и негосударственная система страхования.
А как это будет реализовываться? Если накопительный фонд должно создать государство, то вот негосударственных фондов почти нет...
Фондов нет, потому что система не работает. Формально они существуют, но к ним привлечено лишь 4% работающих людей. Это мизер. Очевидно, что с введением обязательной накопительной системы будет развитие и фондового рынка, и развитие негосударственных пенсионных фондов. Также надо понимать, если второй накопительный уровень будет обязательным, то третий уровень негосударственного пенсионного страхования будет добровольным. То есть человек, имея свободные средства, может добровольно принимать решение о дополнительном внесении в негосударственные пенсионные фонды.
Читайте также: Прожиточный минимум украинца пересек порог бедности
Это не обязательный уровень, но он даст экономике дополнительный рост. В чем позитив накопительной системы и негосударственных фондов — деньги не проедаются, идут в оборот в экономику. Это "длинные деньги", потому что на момент старта накопительной системы и до выхода людей на пенсию пройдет 15-20 лет. А у государства будет время использовать эти деньги, пока их не изымут назад.
А какой процент нужно откладывать от зарплаты, чтобы стать обеспеченным пенсионером? Или в проекте закона указаны какие-то цифры?
Расчеты безусловно есть. Эта система в полном объеме должна работать в 2017 году. Но говорить о цифрах в 2015-м, когда экономика Украины падает, нельзя. Главное принять политическое решение и соответствующий закон в ближайшее время. Зафиксировать дату запуска накопительной системы. 2016 год посвятить запуску профессиональной системы — это часть накопительной системы — обкатать ее, и быть уверенным, что накопительная система действует в полном объеме.
Новая система предусматривает единый принцип начисления пенсий. Как пенсии будут рассчитываться?
Единственные методы — это принцип, который зафиксирован в коалиционном соглашении и программе Кабмина. Он предусматривает, что не может быть двух разных систем расчета — для обычных людей и специальных категорий. Нельзя делить пенсионеров на сорта из-за того, что они работали на разных должностях и по разным специальностям. Мы уже за это короткое время сделали серьезную работу — существенно уменьшили базу начисления спецпенсий. Но все же пенсионная несправедливость сохраняется, поэтому мы предлагаем единый принцип начисления пенсий для всех.
С 1 апреля была снижена пенсия работающим пенсионерам, с 1 июня – пенсионеров лишат спецпенсий? Вы подсчитали сколько расходов сэкономит Пенсионный фонд, и куда пойдут эти деньги?
У нас расчет, что это будет 2,5-3 миллиарда гривен. Говорю еще раз, что можно работать над детенизацией экономики, над повышением зарплат, но надо следить и за расходами Пенсионного фонда и их сокращением. Это было не простое решение, но больше всего мы ограничили в правах совершенно небедные категории пенсионеров (госслужащие, судьи, народные депутаты и члены Кабмина). Мы не просто им уменьшили пенсию, мы поставили их перед выбором: либо пенсия, либо заработная плата. Да, это серьезное ограничение. Для других категорий граждан мы ввели 15% уменьшения. Но это касается только тех пенсионеров, у кого пенсия выше 1432 гривен – полтора прожиточного минимума.
Это трудные решения. Но мы надеемся, что они временные и будут в этот непростой период до конца 2015 года. Далее есть надежда, что военная ситуация стабилизируется, экономика заработает, и в следующем году нам не придется продолжать этот закон.
А сэкономленные миллиарды куда пойдут? На увеличение общих пенсий?
Нельзя сказать, куда они пойдут. Эти деньги останутся в пенсионном фонде. И тем самым на эту сумму уменьшатся расходы пенсионного фонда из госбюджета. Деньги можно будет направить тем же военным или на другие социальные программы.
Например, правительство выделило 3,5 миллиарда беженцам. Мы никогда не думали, что Украина будет иметь 1,2 миллиона беженцев. Для того, чтобы выплатить нетрудоспособным беженцам по 884 грн и работоспособным по 442 — нужно 3,5 миллиарда помощи. Поэтому Украина стоит перед колоссальными вызовами — война, беженцы, гуманитарная и социальная катастрофа, и на все нужны средства. Понятно, что чем-то надо жертвовать.
Читайте также: Каждый украинец получит письмо с заявлением для субсидии, — Розенко