Далекий Нормандский формат
Минск-2 буксует еще с прошлой осени. Тогда на Донбассе началась очередная эскалация военного напряжения, инициированная пророссийскими боевиками. Трехсторонняя контактная группа в Минске несколько раз договаривалась об установлении "режима тишины", но ни разу террористические группировки не придерживались этого решения и открывали по позициям ВСУ огонь. Такая же судьба постигла и решение относительно разведения тяжелого вооружения в нескольких местах по линии соприкосновения.
2017 год начался ожесточенными боями возле Авдеевки Донецкой области. Сейчас обострение началось уже и возле Мариуполя, чего не было довольно давно. Причем боевики обстреливают украинскую армию из крупнокалиберного оружия, запрещенного Минскими соглашениями. Кроме того, практически остановился процесс обмена военнопленными.
В связи с этим представитель Украины в Трехсторонней контактной группе, экс-президент Украины Леонид Кучма заявил о необходимости проведения встречи лидеров стран "нормандской четверки".
Я считаю, что сегодня на 100% назрел вопрос и необходима встреча "нормандской четверки". Хочу подчеркнуть: на уровне Минского процесса, на уровне министров иностранных дел вопрос не двигается. Поэтому нужно лидерам стран собраться и сказать публично, чего нам ожидать,
– сказал Кучма.
Встреча "нормандской четверки" нужна, но пока нереальна
Как отмечает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, идея правильная, но есть большие сомнения по ее реализации. По его словам, Кучма не учитывает специфики нынешнего момента. По его словам, в ближайшие несколько месяцев сдвигов по "нормандской четверке" не будет. Это подтверждается отказом России принять участие в заседании глав МИД "нормандской четверки" в Париже, которое состоялось 24 марта.
После убийства бывшего российского депутата Дениса Вороненкова в Киеве, отказа СБУ на въезд Юлии Самойловой в Украину для участия в Евровидении и достаточно жестких оценок действий российской власти президентом Петром Порошенко вероятность того, что Путин и Порошенко сядут за стол переговоров, крайне мала,
– убежден Фесенко.
По мнению эксперта, обострение двусторонних украино-российских отношений выводит на первый план не столько встречу в "нормандском формате", сколько посреднические усилия Германии и Франции. Берлин и Париж, говорит политолог, должны сейчас сгладить ситуацию, а потом организовывать встречи.
Читайте также: Когда закончится война, или почему Минские соглашения не действуют: мнения экспертов
Однако есть еще одна существенная преграда – выборы президента Франции, которые состоятся в апреле-мае. Также в России ждут переговоров с Дональдом Трампом.
"Пока не будет ясно, кто станет президентом Франции и, соответственно, новым министром иностранных дел, а Москва не поймет, можно или нет договориться с Трампом, Россия не пойдет на сдвиг в переговорах", – подчеркивает Владимир Фесенко.
Как отмечает председатель правления Центра социологических и политологических исследований "Социовымир" Сергей Таран, переговоры в любом формате необходимы. Но надо понимать, что мира они не принесут, но это позволит Украине выиграть время.
Как известно, пока дипломаты говорят, пушки молчат. Хотя на востоке Украины они сейчас не очень молчат, но когда идут переговоры, то все же тишины больше. Поэтому Украине нужно инициировать такие переговоры. Но надо понимать, что мира от них не получим. Зато получим продолжение санкций против России и время на укрепление армии,
– отмечает Таран.
Угроза присоединения ОРДЛО к России
Некоторые эксперты считают, что Кремль разрабатывает новый сценарий – предоставление большей субъектности так называемым "Д/ЛНР". В частности, как считает политолог из РФ Андрей Пионтковский, российское политическое руководство изменило свою тактику в отношении непризнанных "ДНР" и "ЛНР". По его словам, Путин решил отказаться от идеи "впихивания" так называемых республик в Украину с целью ее дальнейшего распада. Пионтковский отмечает, что Путин осознал, что власть Украины на такое не согласится идти, а страны Запада не обладают необходимыми рычагами давления на официальный Киев в данном аспекте.
Поэтому российская власть, по его словам, решила повысить субъектность "ДНР" и "ЛНР". Кремль признал "паспорта" псевдореспублик, в "Д/ЛНР" "национализировали" предприятия Украины.
А как сообщил координатор группы "Информационное сопротивление", народный депутат Дмитрий Тымчук, на оккупированной территории Луганской области главари "ЛНР" начали конфиденциальное обсуждение смены "руководства республики". Это, по его мнению, – первый шаг к признанию Россией "республики" с перспективой дальнейшего вхождения в состав РФ.
Путин не заберет "республики", но конфликт может заморозить
Однако сценарий присоединения "Д/ЛНР" к России выглядит очень утопично. И Кремль никогда не сделает такой шаг. Во-первых, финансово Россия не потянет псевдореспублики. Во-вторых, за это РФ получит жесткое усиление экономических санкций. Другая проблема, что Кремль может создать из этих псевдореспублик вторую Абхазию или Приднестровье. То есть заморозить конфликт. Это худший сценарий для Украины и необходимо сделать все, чтобы его избежать.
Вместе с тем, по мнению политического эксперта Михаила Басараба, это очередной шантаж Кремля. Путин не отказался от своей идеи – вернуть оккупированные территории Украине, но на своих условиях. То есть предоставить им особый статус, провести амнистию для боевиков и местные выборы, но без вывода российских войск и восстановления контроля Украины над границей.
Все, что в последнее время делает Кремль – признание документов "Д/ЛНР", национализация украинских предприятий, которые якобы находились под нашей юрисдикцией, анонсирование какого-то плана интеграции "Д/ЛНР" в Россию, что прозвучал недавно в Ялте – шантаж. Это тактический прием, который направлен на то, чтобы ускорить процесс реинтеграции ОРДЛО в Украину,
– считает Басараб.
По его словам, Кремль рассчитывает, что руководство Украины использует эти решения Кремля, чтобы получить дополнительный аргумент во внутриукраинских спорах. В частности, чтобы настаивать на необходимости выполнения Минских договоренностей и скорейшем возвращении этих территорий. Потому что, замечает политолог, если мы якобы этого не сделаем, то потеряем эти земли окончательно.
Смена руководства "Д/ЛНР"
Одним из вариантов для возобновления переговоров может стать смена руководства боевиков. В СМИ появилась информация о том, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков тайно уехал в ОРДЛО с целью смены руководства. В частности, в так называемой "ЛНР".
Однако, как подчеркивает Владимир Фесенко, к нормализации переговорного процесса такая замена не имеет никакого отношения. Дело, говорит эксперт, не в фамилиях. Ранее с советником Путина Владиславом Сурковым помощница Госсекретаря США Виктория Нуланд обсуждала кандидатуры не новых руководителей "Д/ЛНР", а людей, которые могут возглавить переходные администрации ОРДЛО.
Если будут договоренности о создании переходных администраций ОРДЛО, где будут представители Украины, международных организаций, возможно, и технические представители так называемых республик, тогда понадобятся нейтральные фигуры от "Д/ЛНР". То есть сначала решение про переходные администрации, а затем поиск их руководителей,
– замечает эксперт.
Замена Захарченко и Плотницкого не сдвинет переговорный процесс
Такого же мнения и Сергей Таран, который отмечает: Россия давно готова уступить ОРДЛО, но просто вопрос не в руководстве, а в том, что Украина не хочет принимать эти территории на российских условиях.
Замена руководства "Д/ЛНР" – способ доказать Западу, что Россия компромиссная и готова идти на вещи, которые, как говорят в Москве, помогут урегулировать конфликт на Донбассе. Тем самым они хотят показать, что если Украина согласится забрать оккупированные республики, предоставив им особый статус, то Кремль готов убрать нынешних руководителей "Д/ЛНР",
– говорит Таран.
Очевидно, Украина должна сегодня усилить переговорный процесс с западными странами. В первую очередь, с новой администрацией США. Пока неизвестно, когда может состояться встреча Порошенко с Трампом, но украинской дипломатии необходимо прилагать максимум усилий, чтобы это произошло уже в ближайшее время. Также официальный Киев должен продолжать собирать доказательную базу присутствия российских регулярных войск на Донбассе. Эти аргументы помогут и в деле "Украина против России" в Международном суде ООН в Гааге, и пригодятся для западных партнеров – как доказательство того, что санкции нельзя смягчать.
Кроме того, не надо забывать про другие площадки – Совет Европы и ООН. Быстрого мира не будет. Но действовать нужно по всем направлениям, не только на внешней арене. Не меньшее значение в вопросе решения конфликта имеют и внутренние процессы в Украине. Вопрос не только в реформах, но и в утверждении на общенациональном уровне четкого плана реинтеграции оккупированных территорий. Главное – работа должна быть системной и последовательной, с привлечением различных политических партий, волонтеров и общественных активистов.
Читайте также: Три года аннексии: когда и как Украина может вернуть Крым