Внедрение Нитратной директивы в Украине продолжается уже много лет, но реальных изменений и действий со стороны государства остается мало. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
Заметьте Четыре года в тени: как Верховная Рада возвращается к открытости, а что до сих пор скрывает
В августе 2024 года, по инициативе Аграрного и Экологического комитетов Верховной Рады, был зарегистрирован законопроект №11486 "О защите вод от загрязнения, вызванного нитратами из сельскохозяйственных источников".
Несмотря на то, что документ находится в парламенте уже полтора года, его так и не вынесли на голосование. Некоторую надежду дал июнь этого года, когда Аграрный комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Однако прошло полгода – и никакого движения нет.
О чем законопроект №11486?
Законопроект создает базовую рамку для внедрения Нитратной директивы в Украине. Он определяет, какие органы государственной власти отвечают за мониторинг вод, как должны определяться уязвимые к нитратам зоны, и какие обязательные действия должны выполнять хозяйства, чтобы предотвращать загрязнение.
На момент его регистрации полномочия по реализации директивы были распределены между двумя министерствами: Минприроды и Минагрополитики. Из-за этого Нитратная директива годами "кочевала" между ведомствами. Летом этого года большую часть полномочий объединили в одном министерстве – Министерстве экономики, окружающей среды и сельского хозяйства.
Такой шаг должен стимулировать решение кроссекторальных вопросов, в частности сочетание управления водными ресурсами и сельскохозяйственными практиками. Но пока масштабных изменений он не принес.
Почему этот вопрос актуален?
Нитратная директива напрямую касается качества воды – как той, что течет в наших реках, так и той, что попадает в наши краны после очистки. Нитраты в воде опасны для жизни и здоровья, особенно для детей и беременных женщин. Чем больше загрязнения попадает в водоемы и подземные горизонты, тем дороже потом обходится очистка воды для потребителей.
Нарушение сельскохозяйственных практик также имеет экономические последствия. Хозяйства, которые некорректно хранят или вносят удобрения, фактически "теряют" собственные деньги – вместо того, чтобы работать на урожай, удобрения попадают в воду.
"Екодия" собрала данные о нитратном загрязнении подземных вод, которые используются для питьевой воды, от областных центров контроля и профилактики болезней МЗ за последние 10 лет и визуализировала их в виде интерактивной карты. С карты видно, что во многих областях каждая вторая или третья проверенная проба может содержать превышение нитратов. Это означает критические риски для здоровья людей, которые ежедневно пьют воду из колодцев и скважин.
Карта нитратного загрязнения подземных вод / Карта "Екодії"
Решит ли проблему принятие законопроекта?
Однозначного ответа нет. Принятие законопроекта не означает автоматического уменьшения нитратного загрязнения. После принятия документа придется:
- налаживать полноценную систему мониторинга,
- определять уязвимые зоны,
- работать с хозяйствами,
- внедрять практики, которые реально предотвращают загрязнение.
Но без принятия этого законопроекта двигаться дальше невозможно. Именно он определяет, кто и за что отвечает, каким должен быть мониторинг и какие инструменты нужны, чтобы ситуация начала меняться.
Председатель Аграрного комитета Александр Гайду во время одного из заседаний отмечал, что это не "очередной законопроект", а документ, который должен помочь защитить здоровье украинцев, улучшить качество воды и состояние биоресурсов. По его словам, ключевым элементом закона является именно системный мониторинг загрязнения вод.
Несмотря на это, законопроект и в дальнейшем остается среди других евроинтеграционных документов, которые зависли в парламенте. Вопрос лишь в том, останется ли он в очереди еще на годы, или Аграрный комитет сможет довести его до голосования в ближайшее время. Ведь чем дольше длится ожидание, тем больше нитратное загрязнение продолжает накапливаться, и тем дороже потом обойдутся его последствия для здоровья людей и государства.


