Однако со временем стало очевидно: ситуация с безопасностью улучшилась, а работа парламента за закрытыми дверями делает контроль за деятельностью народных депутатов фактически невозможным. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте Как "серая" лотерейная сфера стоила государству миллиарды и когда рынок наконец станет прозрачным

Наиболее наглядно это продемонстрировал скандал вокруг голосования в июле за законопроект №12414, который фактически отменял независимость НАБУ и САП. Документ попал в повестку дня внезапно – Комитет по правоохранительной деятельности утром в день голосования рекомендовал его к рассмотрению во втором чтении, дополнив "свежими" правками, которых ранее не видели ни парламент, ни общественность.

Именно эта ситуация ярко подсветила то, к чему приводит принятие важных решений за закрытыми дверями. Реакция общества, заявления со стороны общественного сектора и медиа заставили парламент вернуться к базовым стандартам прозрачности. Уже 4 сентября, после почти четырех лет затишья, Рада возобновила прямые трансляции заседаний.

Таким образом парламент возвращает открытость. Постепенно и не всегда охотно, но достаточно заметно, чтобы оценить: процесс восстановления прозрачности продолжается.

Что удалось восстановить?

Профили нардепов

22 августа 2023 года на сайте Верховной Рады восстановили персональные страницы народных депутатов с деталями об их работе, которые были закрытыми с начала полномасштабного вторжения России. Кроме профилей действующих депутатов ІХ созыва, парламент вернул публичный доступ и к информации о нардепах предыдущих созывов.

На главном сайте Рады снова появился раздел "Состав и структура", где в подразделе "Народные депутаты Украины" можно просмотреть данные по соответствующим категориям – от персональных страниц до численного состава фракций и групп.

Кроме того, на сайте парламента возобновили публикацию данных о работе нардепов: результаты голосований, информацию о выступлениях и депутатских запросах, карточки законопроектов, поправки и тому подобное.

Е-декларирование

Система электронного декларирования – ключевой антикоррупционный предохранитель. Ее остановка в 2022 году была одной из самых больших потерь для прозрачности власти. В 2023 году е-декларирование полноценно восстановлено, а декларации снова стали публичными.

Это позволяет общественности и журналистам анализировать состояние должностных лиц, выявлять незаконные изменения в имущественных декларациях, сравнивать доходы и расходы госслужащих. Восстановление этой системы было также условием продвижения евроинтеграционных процессов.

Финансовая отчетность политических партий

Пандемия, а затем военное положение остановили обязанность политических партий отчитываться об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

Но уже в 2023 году партии вернулись к представлению регулярных финансовых отчетов. Это означает, что снова стало возможным отслеживать, кто финансирует политические силы, какие расходы они осуществляют и используются ли бюджетные средства ответственно.

Прозрачность финансирования влияет на уровень политической коррупции и позволяет общественному сектору контролировать, как партии работают с государственным финансированием.

Трансляции комитетов

Комитеты – центр реальной парламентской работы, но именно они были максимально закрыты в течение первых лет вторжения. Только узкий круг непосредственных участников знали, как прорабатываются законопроекты, кто и какие решения принимает за закрытыми дверями комитетских заседаний.

Читайте также В Верховной Раде назвали ключевые условия для проведения выборов в Украине во время войны

Сегодня трансляции комитетов возобновились лишь частично, но даже такой объем открытости позволяет следить за ключевыми дискуссиями, видеть, какие депутаты активно работают, а кто приходит "для галочки".

В начале 2025 года нардепы поддержали законопроект, которым вводятся онлайн-трансляции заседаний комитетов, доступ журналистов и общественности к заседаниям и заблаговременное информирование о повестке дня. Однако он все еще ожидает подписи президента.

Парламентский календарь

Календарный формат – это не просто график работы парламента. Это – инструмент предсказуемости для общества, журналистов и экспертного сообщества. С 23 февраля 2022 года Рада работает в режиме одного пленарного заседания. Как следствие – нерегулярный режим: решения могли приниматься внепланово, в сжатые сроки и без предупреждения.

С начала 2024 года Рада фактически вернула четкий календарь пленарных недель, комитетских заседаний и работы с избирателями. Это делает деятельность парламента прогнозируемой, а следовательно – более доступной и открытой.

Час вопросов к правительству

Этот механизм парламентского контроля с начала полномасштабного вторжения фактически не работал. Меры безопасности не позволяли проводить полноценные часы вопросов к правительству. Однако с начала 2024 года их восстановили, а с 2025 года – вернули на регулярной основе.

Над чем еще надо работать?

Несмотря на прогресс в открытости, доступ в парламент для медиа до сих пор остается ограниченным. В 2024 году журналистам частично вернули возможность работать в здании Верховной Рады, однако их доступ фактически свели к пресс-центру. Дорога в кулуары и ложи прессы до сих пор закрыта, а это именно те места, где журналисты традиционно получали оперативную информацию, задавали вопросы депутатам и могли наблюдать за "живой" политической работой.

Более трех месяцев открытых онлайн-трансляций продемонстрировали: никаких "катастрофических последствий", которыми пугали критики, так и не произошло. Наоборот – практика показала, что открытость не является слабым звеном во время военного положения. Это одно из наших реальных преимуществ, которое не должно сдерживать или ограничивать работу парламента.

Прозрачность делает институты сильнее и эффективнее: когда общество видит, что происходит внутри процессов, это уменьшает риски коррупции и злоупотреблений и повышает уровень доверия. Открытость – это ресурс, который стоит использовать, а не бояться.

Риски безопасности действительно накладывают определенные ограничения. Но поиск баланса между безопасностью и открытостью – это не прихоть, а необходимость, если Украина стремится сохранить демократические стандарты даже в военное время.

Отдельная проблема – закрытость Согласительного совета. Именно там определяют повестку дня и приоритетность законопроектов. Даже если учитывать факторы безопасности и специфику военного времени, игнорировать его открытость неприемлемо. Особенно когда есть успешная практика восстановления прямых трансляций заседаний ВРУ. Общество не должно узнавать о решении Согласительного совета из телеграм-каналов отдельных депутатов или из поздних "сливов".

Открытые трансляции Согласительного совета или хотя бы регулярная и своевременная публикация повестки дня заседания Рады – это базовый стандарт парламентской прозрачности и его однозначно нужно восстановить.

Сохранение открытости – это непрерывный процесс. То, как парламент будет работать с этим в будущем, покажет, станет ли восстановление прозрачности точкой невозврата к практикам закрытых дверей.