В результате сектор жил по переходным положениям, которые впоследствии стали способом избегать контроля. Лотереи превратились в "серую" зону, где правила определяли не нормы права, а статус-кво, сформированный интересами отдельных компаний. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте Страшилка МВФ и реальность: кто на самом деле пишет непопулярные решения для украинского бизнеса

Как "серая" зона стала системой?

Более 12 лет отрасль жила в состоянии нормативной неопределенности, которая оказалась чрезвычайно удобной для трех действующих операторов. Картина наблюдалась следующая:

  • лицензионных условий не было, а затем операторы выпадали из-под юрисдикции любого органа контроля;
  • налоговые потоки оставались без внимания, потому что систему контроля за оборотом операторов так и не внедрили;
  • лицензионные платежи не вносились, потому что не было механизма их начисления;
  • государство не имело доступа к реальным финансовым потокам, потому что операторы не были обязаны передавать данные;
  • проверок не проводили, а значит государство не могло зафиксировать нарушения и применить за них штрафы;
  • аннулировать было нечего: срок действия лицензий закончился еще в 2013 – 2014 годах;
  • сети могли продавать билеты без учета и пользоваться "серыми" терминалами.

Не было и никаких требований к формату проведения лотерей, их визуализации или розыгрышей. В результате на сайтах операторов появлялись элементы азартных игр – слоты, ставки и другие практики, несовместимые с определением "государственной лотереи".

Несколько "попыток" реформ

Лицензионные условия пытались принять несколько раз – после принятия в 2020 году Закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр". Казалось, наконец момент настал: страна вернулась к цивилизованным правилам в сфере гемблинга, и лотереи тоже должны были получить обновление. Но каждая попытка останавливалась из-за мощного лобби самих лотерейщиков.

Для компаний, которые длительное время работали в условиях неопределенности, прозрачные правила были невыгодными. Открытые конкурсы могли привести новых игроков, в частности международных. Цифровой контроль означал бы конец теневых оборотов, а лицензионные платежи стали бы дополнительным "бременем", которого не было более десятилетия.

Отсутствие политической воли усугубляло проблему. В результате рынок законсервировался в состоянии, который нельзя назвать ни законным, ни незаконным – скорее, вне правового поля.

Новый координатор рынка

Переломным моментом стала передача сферы лотерей под контроль Минцифры. Это не устранило накопившиеся проблемы мгновенно, однако повлияло на сам формат работы государства с рынком.

Читайте также От Китая до России: почему даже тотальный контроль не уничтожает черные казино

Если раньше вопрос лицензионных условий годами оставался неспособным двигаться вперед – в том числе из-за отсутствия ответственного органа, готового довести документ до завершения, – то после изменения институциональной подотчетности процесс был разморожен.

Что заложено в лицензионные условия?

Новые лицензионные условия, разработаны Минцифрой и утверждены правительством, впервые задали четкие требования к тому, как должен работать оператор и что именно может контролировать государство.

Самое важное – это использование электронной системы, что сделает все операции (от продажи билета до выплаты выигрыша) прозрачными. Следующее – маркировка билетов. Обязательным условием стал QR-код, благодаря которому можно проверить, является ли билет настоящим и где его реализовали. Каждый терминал тоже будет иметь QR-код. Достаточно его отсканировать и можно сразу проверить, работает ли оборудование легально.

Отдельно урегулирован допуск к рынку. Лицензию можно будет получить только через открытый конкурс. Прозрачной стала и финансовая часть. Лицензионные платежи впервые за годы начнут приносить реальные поступления в бюджет.

Условия предусматривают и механизмы реагирования на нарушения. Государство сможет проверять операторов и применять санкции в случаях, когда используются незарегистрированные терминалы, продаются неучтенные билеты или под видом лотерей фактически проводятся азартные игры.

Почему закон все еще сдерживает реформу?

Принятие лицензионных условий сдвинуло лотерейную сферу с мертвой точки и наконец дало государству базовый инструмент контроля. Но это лишь полумера, ведь сама конструкция Закона "О государственных лотереях" устарела.

Он не позволяет контролировать сеть распространителей, оставляя без внимания место, где фактически происходят продажи и обороты. Закон также не ограничивает работу через ФЛП, что создает возможность занижать налоги.

Существенно сужены и основания для проверок – поэтому очень сложно зафиксировать нарушения, привлечь к ответственности и аннулировать лицензию. То есть в результате, даже при наличии злоупотреблений, три действующие операторы сохраняют лицензию на длительный срок и блокируют доступ новым участникам – при таких условиях рынок остается закрытым.

Сюда добавьте еще одну системную проблему – закон фактически не создает условий для прихода иностранных инвесторов. Международные операторы не видят равных правил игры и гарантий защиты инвестиций. В итоге рынок остается неконкурентным и менее прибыльным для государства, чем мог бы быть.

Есть ли выход из ситуации?

Ответ – да. Для этого лицензионные условия приняли как временные – на период военного положения плюс один год, но не менее чем на три года. Такой формат дает достаточно времени для того, чтобы обновить закон, убрать возможность монополизации и открыть рынок для новых игроков и капитала.

Комбинация лицензионных условий и запланированных изменений в закон впервые за много лет откроет возможность для реальной конкуренции.

Цифровой контроль всех операций, требования к репутации, прозрачной структуры собственности и финансовых потоков – это те элементы, которые дадут шанс зайти на рынок как украинским, так и международным компаниям на одинаковых условиях. Именно это и станет критерием успеха реформы.