Почему Рада блокирует НАБУ
Беспомощность НАБУ, заметная широкой общественности, объясняется несколькими факторами. Один из главных – недостаточное, а порой противоречивое, законодательное обеспечение.
В Украине даже не приступили к созданию Высшего антикоррупционного суда, который должен стать судом первой инстанции по делам, подследственным НАБУ. Его наличие предусмотрено Законом "О судоустройстве и статусе судей".
Но создать его пока невозможно. Конкурс на должности этих судей можно будет объявить только после принятия специальных требований к ним и правил организации самого суда. Эти требования должны быть утверждены другим законом – "О антикоррупционных судах". Проведения конкурса должно быть назначено в течение 12-ти месяцев со дня вступления в силу данного закона.
Но, похоже, в парламенте не заинтересованы зажечь документу зеленый свет. Он зарегистрирован только в феврале 2017 года, и в настоящее время нет никаких надежд на ускоренное его рассмотрение. Не секрет, как в парламенте умеют затягивать рассмотрение неудобных законопроектов. Таким образом, деятельность суда, который должен замкнуть антикоррупционную цепь, фактически заблокировано ВР.
Допускаю, что многие политическые и финансово-промышленные группы заинтересованы блокировать любые шаги, способные приблизить НАБУ к юридической легитимизации. Ведь, несмотря на все недостатки, НАБУ – наименее зависимый от власти антикоррупционный орган. Поэтому с принятием закона "О антикоррупционные суды", фактически одного из базовых, деятельность НАБУ станет менее любительской и более эффективной.
Старт полноценной антикоррупционной судебной системы в составе Высшего антикоррупционного суда (ВАС) и Антикоррупционной палаты Кассационного уголовного суда ВСУ изменит существующие правила, к которым политикум уже адаптировался. В состав ВАС войдут 70 судей, среди которых не будет лиц, уволенных за нарушение присяги или тех, которые не выдержали квалификационного оценивания. С ними будет труднее договариваться, чем с действующими ныне судьями.
Достаточно сложная и многоэтапная система отбора судей вряд ли пропустит в финал одиозных и заангажированных представителей. А высокий уровень их финансового и социального обеспечения вселяет надежду в высокий уровень антикоррупционного иммунитета избранных судей. Ведь только должностные оклады судей ВАС и Антикоррупционной палаты составят соответственно 75 и 94 минимальных зарплаты. Это без учета других значительных бонусов.
На формирование антикоррупционного суда закон предусматривает девять месяцев. ВАС заработает после назначения не менее 25-ти судей, а антикоррупционная палата – 11-ти судей.
Общество должно давить на парламент, чтобы там по ускоренной процедуре рассмотрели соответствующий законопроект и дали старт антикоррупционной реформе.
Читайте также: Фемида с "добавленной стоимостью"