В странах же ЕС существуют внесудебные механизмы, с помощью которых рассматривается огромный пласт общественных вопросов. В Украине за четверть века власть не предложила таких инструментов гражданам. Она в этом не заинтересована, поскольку институт судебного давления позсоляет ей любого гражданина сделать зависимым от государства.

Одним из механизмов внесудебного рассмотрения вопросов в цивилизованном мире является медиация. Это – альтернативный способ разрешения споров. Она позволяет сторонам достигать согласия самостоятельно, без обращения в суд, с помощью независимого медиатора. Последний, в отличие от судьи, является модератором процесса, а не участником. Стороны выбирают его самостоятельно.

Цель медиации – найти решение, приемлемое и оптимальное для обеих сторон, вместо поиска виновного, как это делает Фемида. Поле ее применения шире, чем судебное. Решая ситуацию, она учитывает реальные интересы людей, а не определяет формальное соответствие определенных действий законодательству.

Развитие медиации может дать обществу и стране ощутимые социальные и экономические преимущества. Во-первых, она уменьшает объемы формального вмешательства государства в жизнь граждан. Во-вторых, – дает сторонам возможность самим достичь взаимоприемлемого решения, вместо навязанного судьей. В-третьих, распространение внесудебных механизмов разгрузит суды от малозначимых дел.

Распространение медиации я считаю формой децентрализации. Она освобождает гражданина от государственного вмешательства в частную жизнь, сужает возможности давления на общественные институты, вводит в обществе социальные механизмы саморегуляции. Это – шаг вперед от советской карательной юстиции к европейским юридическим практикам. Его целесообразность, кстати, определена обязательствами Украины перед Советом Европы по гармонизации национального законодательства с европейским. Наличие внесудебных примирительных процедур – характерная особенность европейского права.

Безусловно, распространение медиации не может быть всеобъемлющим. Более того, внесудебные методы достижения согласия точно не могут применяться в рассмотрении уголовных дел. Это нарушает принцип неотвратимости наказания за противоправные действия.

Понимаю, что внедрение механизма внесудебного рассмотрения будет иметь ощутимое противодействие. Предполагаю, что судебная система захочет сохранить монополию на хозяйственные дела, наиболее "рентабельные" для отдельных служителей Фемиды. Но в демократическом мире значительная их часть рассматривается именно во внесудебном формате... Кроме того, в Украине существует проблема с выполнением даже принудительных судебных решений. Поэтому практику добросовестного выполнения добровольных договоренностей нам еще предстоит воспитывать в обществе.

Но в то же время медиация имеет явные преимущества, которые усилят ее позиции в обществе. В медиации, в отличие от судебного разбирательства, никто не проигрывает. Ее основные принципы – добровольность, беспристрастность медиатора и принятие оптимальных для всех участников решений. Поэтому стороны, очевидно, будут заинтересованы их выполнять. Важным фактором медиации является возможность для сторон сохранить дальнейшие деловые или личные отношения. При отсутствии побежденного это возможно. В отличие от судебного решения, которое называет победителя и побежденного.

А теперь о главном. Почему проверенный временем и мировым юридическим опытом механизм практически не применяется в Украине и как его сделать реалиями нашей жизни. Это происходит из-за корпоративного сопротивление и недостаточного правового регулирования процедуры, что ограничивает ее практическое применение.

У нас понятие медиации малознакомое даже юристам, хотя в странах ЕС, в Австралии, США и даже некоторых постсоветских оно давно стало юридической практикой. Поэтому принятие Верховной Радой в конце 2016-го в первом чтении проект закона "О медиации" считаю значительным шагом вперед. Он должен быть принят в целом, с соответствующей профессиональной доработкой. Этот документ создаст, наконец, законодательную базу для развития этого социально-правового института.

Таким образом, Украина станет ближе к европейской практике, когда граждане в большинстве случаев решают семейные и хозяйственные вопросы самостоятельно, без принудительного давления и вмешательства государства.

Читайте также: Криминальная "юстиция" может стать официальной