Ведь парламентским решением гражданам предложили платить за права, гарантированные им Конституцией. Эти права и раньше были не бесплатными, но оставались относительно доступными. Теперь же право на обращение в суд в некоторых случаях людям обходится в эквиваленте нескольких минимальных зарплат.

А кроме этого, существуют еще текущие затраты – на услуги адвоката, юридические экспертизы, логистику и прочее. Отсутствие у гражданина средств лишает его конституционного права на судебную защиту.

Важно, что парламентская новация от 2015 года неоправданна и бессмысленна с точки зрения, и государственных, и гражданских интересов. Ведь бюджетные поступления за судебный сбор в масштабах страны – ничтожны. А с учетом уровня жизни в стране эта практика – бесчеловечна.

Еще один важный фактор ошибочности данного решения состоит в критической ситуации с качеством судебных решений первой инстанции. Практика свидетельствует, что гражданам редко удается защитить свои права решениями районных судов. Обычной практикой в Украине является поиск справедливости в вышестоящих судах. Но для подачи апелляции гражданин должен заплатить повышенную ставку судебного сбора. Размер этой ставки часто является причиной, заставляющей его отказаться от апелляционной процедуры.

Этот экономический мотив сокрушает доступ к судебной системе широким социальным группам. Во-первых, это нарушает их гражданские права, а во-вторых, искажает судебную практику, которая формируется, исходя из интересов отдельных социальных груп, а не всех граждан.

Еще одной неувязкой закона является установление различной стоимости судебного сбора для физических и юридических лиц. Здесь законодатель явно не учел критического снижения доходов малого и среднего бизнеса. И своим решением толкнул многих предпринимателей к нарушению закона, поручая представлять свои интересы гражданским лицам. В данном случае закон явно нарушает принцип равенства сторон перед законом.

Высокая стоимость судебного сбора имеет еще одну неприглядную сторону. Она подталкивает граждан искать справедливость не официально – в судах, а нелегально – используя возможности криминальных структур. Стоимость их услуг этих маргинальных структур часто оказывается более конкурентной, чем у государственного суда.

А с начала 2017-го эти услуги станут еще доступнее, с учетом повышения в Украине минимальной заработной платы и соответственно – стоимости судебного сбора. И Фемида может окончательно стать недостижимой для широких слоев общества.

Проблема требует быстрого и качественного разрешения. Зарегистрированный в парламенте проект закона предлагает возвратить старую редакцию закона. В документе предложено изъять наиболее неоднозначные нормы, в первую очередь и привязке судебного сбора к минимальной зарплате. И таким образом снизить ставку. Если этого не будет сделано, поиск справедливости в суде станет для миллионов граждан непозволительной роскошью.

Читайте также: Как вернуть в Украину $1 миллиард ІТ-экспорта