Профи против шоу? Два очевидных тренда выборов
Почему избиратель так полюбил свое правительство.
"Стадион так стадион" стал сигналом того, что политики готовы или по крайней мере будут пробовать играть по новым правилам. Постмодернизм победил архаику, как выразился художник Александр Ройтбуд.
Первым очевидным трендом парламентской кампании станут попытки повторить блицкриг новоизбранного президента. "Омоложение" партийных списков, сленг, велосипеды и главное – сочетание политики с шоу.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко, певцы Олег Винник и Виктор Павлик из неизвестной партии "Стабильность", эпатажная Ольга Полякова с собственным политическим проектом, частично партия "Голос" Святослава Вакарчука, проект братьев Кличко – все они подхватывают новый тренд и надеются на эмоциональный электорат.
Очевидно, что "новые Зеленские" несколько размоют 37% "Слуги народа", предложив политическую альтернативу и любителям эстрады, и поклонникам рок-команд, и любителям спорта.
Политические шоу-проекты преимущественно популистские. Иными они не могут быть, сторонники ждут именно такого. Каждый политик стремится понравиться электорату, но в этом случае все, как в театре, – на надрыве, ярком чувстве, обожании. И, конечно, разочаровании вплоть до обвинений во всех грехах. Но это уже после выборов.
Вторым трендом нынешней кампании является запрос на здравый смысл. Наплыв эмоций с каждым днем отступает под напором скептицизма к новому президенту и трезвого анализа. Не так все плохо, как рассказывали. Доходы населения в долларовом эквиваленте почти сравнялись с довоенными. Правительство дало старт многим важным реформам, которые откладывались годами. Иностранные консультанты удивляются динамике изменений. Бюджет выполняется, несмотря на колоссальные долги предшественников. Да, есть усталость от войны. Есть разочарование, что преступники не наказаны. Но в целом оценки хозяйственной деятельности правительства достаточно позитивные. По опросу Центра "Социальный мониторинг", которое проводилось в мае 2019 года, наиболее желанными кандидатурами на должность главы правительства для украинцев являются Гройсман, Бойко, Смешко, Тимошенко. Более того, Владимир Гройсман – лидер премьерских симпатий (13%) и согласно исследованию Киевского международного института социологии, проведенного в марте 2019.
С началом предвыборной гонки (то есть, в течение последней недели) "Украинская стратегия" как проект Владимира Гройсмана демонстрирует самые высокие темпы роста поддержки среди респондентов. Об этом свидетельствует свежий опрос Института социологических исследований "Основа". Можно увидеть схожую динамику в партии "Голос" Вакарчука, которая, впрочем, действует в шоу-тренде "Слуги народа".
К другим политическим проектам, которые, условно говоря, представляют себя как "профи", а не мастеров развлекательного жанра, можно отнести "Оппозиционную платформу – За жизнь" и будущих партнеров Бойко-Медведчука из "Оппоблока". Они выступают за консервативный и пророссийский курс, но по крайней мере избиратель представляет, каких шагов от них ожидать после выборов и какую страну они строят.
Также в этом направлении работают с разным уровнем успешности Смешко ("Сила и честь") и Гриценко ("Гражданская позиция").
Кроме указанных двух трендов "шоуменов" и "профессионалов", есть большой круг политиков, которые пока разрываются "между умными и красивыми" и не могут выбрать окончательно. Это лидерские проекты "Европейская Солидарность" Порошенко, "Батькивщина" Юлии Тимошенко, правые партии типа "Свободы". С одной стороны, они имеют базовый электорат, а с другой – рейтинги тают, пока лидеры не могут адаптироваться к новым условиям.
Не удивительно, что альянсы не возникают или создаются нежизнеспособные. Кличко–Тимошенко или Кличко–Порошенко, Гройсман–Порошенко – неопределенность "старых" политиков всегда будет тянуть "новых" на дно. После объявления о том, что Гройсман будет идти на выборы отдельно от Порошенко, рейтинги главы правительства взлетели за неделю с 0,9% до 2,9% (опрос "Основы"). В конце концов, он заберет у Порошенко значительную долю базового патриотически настроенного электората. А Порошенко останется аккумулированный антирейтинг Зеленского – тот избиратель, который шоу-политику на деньги Коломойского категорически не воспринимает.
Будут ли новые тренды? "Комбаты", "отцы нации в стиле Лукашенко", "антикоррупционеры из общественного сектора"– амплуа, которые себя изжили. Запрос на них будет небольшой. Основная борьба развернется между "эмоцио" и "рацио", причем время работает на "рацио".