Качеством, а не количеством
"Законы у нас хорошие, чтобы их выполняли!". Это утверждение раньше часто приходилось слышать. Зато, в последнее время в адрес многих законов постоянно звучит критика. Неужели нынешние депутаты провалили законотворческую деятельность? По мнению политтехнолога Тараса Загороднего, в целом у нас хорошее законодательство.
Последние рейтинги: Выборы в Верховную Раду: какие партии проходят в парламент
К примеру, неплохое антимонопольное законодательство, принятое в конце 1990-х годов. Де-факто – это американский закон, который был переведен на украинский и адаптирован под наши реалии. Правда, он не работает. Хотя, применяя его, можно было бы "ужучить" любого монополиста,
– уточняет эксперт.
У многих до сих пор существует советское убеждение, что Верховная Рада должна принимать законы. Мол, их должно быть много – хороших и разных. На самом деле это не так. Часто новые законы противоречат уже существующим, из-за чего потом суды и выносят противоречивые решения: каждый адвокат ссылается на выгодную именно ему норму.
Ключевые полномочия ВРУ – смотрите здесь:
В то же время, чрезмерная зарегулированность не влияет положительно ни на бизнес, ни на обычных украинцев. Если бы парламент отменил половину нормативных актов – было бы очень хорошо. Лучше упрощать жизнь людей.
Неожиданно: Разумков предупредил об опасности срыва парламентских выборов
Политический эксперт Андрей Вигиринский считает, что этим составом парламента было принято немало ненужных законов и изменений к ним. Также немало было символических законотворческих норм, в то время как действительно важные проекты откладывались в долгий ящик, либо не реализовывались. Например, закрепление в Конституции позиции Украины относительно направленности в НАТО и ЕС – символический жест.
Эта норма не является обязывающей и не предусматривает ответственности, а носит исключительно символический характер. Зато законы, которые должны регулировать рынок электроэнергии и природного газа хоть и приняты, но по сути они не работают,
- убежден Вигиринский.
По требованию улицы
А вот чего было много в законах, которые в последние годы выходили из-под купола Верховной Рады, так это правок. Кое-где их количество превышало 5 тысяч. За это депутаты должны были тратить много времени на их прохождение. Такое количество правок может свидетельствовать о том, что законы подавались на голосование "сырыми". И это несмотря на то, что в ВРУ есть юридический департамент, который дает правовую оценку фактически каждому законопроекту. Если сопоставить то, что принималось с выводами, которые давались этим департаментом, то становится понятно – часто они нивелировались, никто не учитывал правовую позицию юристов.
Иногда, разрабатывая законопроекты, депутаты руководствовались политической целесообразностью, а не логикой. К примеру, требуют неравнодушные под стенами Рады принять определенный закон – за него голосуют, хотя по своей сути он популистский и никак не повлияет на развитие государства. Все понимают – часто такие митинги кем-то организованы и проплачены, но на депутатов влияет "эффект толпы".
Нынешняя Рада часто принимала законы по требованию улицы / Фото 24 канала
"У депутатов, которые голосовали за законы, целесообразность побеждала логику, из-за чего их часто повторно пересматривали. Это свидетельствует о нестабильной правовой системы, что, как минимум, негативно влияет на намерения инвестора вкладывать деньги в развитие Украины", - убеждает Вигиринский.
Нестабильная налоговая и правовая системы в целом не дают определенности, сможет ли инвестор через 2-3 года вернуть вложенные деньги. Что касается качества – то из-под купола получалось много лоббистских законов.
Если раньше законы принимались в интересах наших олигархов, то теперь транснациональных. Когда мы говорим – в мире хотят нам добра, на самом деле, они преследуют собственные интересы,
– уверен Загородний.
Мнения экспертов: Рейтинги и выборы: почему в Раду могут пройти не те, кого прогнозируют
Тарас Загородний считает, что, условно говоря, таким образом выстраивается неоколониальная экономика.
"В данном случае не стоит говорить, что мир живет интересами, чтобы появилась новая и конкурентная страна. Все руководствуются собственными интересами", – добавляет он.
ВРУ спешила, но не очень
В общем, парламент работал слишком медленно, бездарно тратя предоставленный в 2014 году кредит доверия. Избранники оттягивали реформы, которые нужно было сразу внедрять, чтобы они дали эффект в 2017-18 годах. Прежде всего, речь идет о налоговой реформе и реформе государственной таможенной службы. Приоритетное для страны направление приватизации до сих пор не заработало. В частности, этого не произошло и из-за депутатов, которые трижды пересматривали закон О приватизации. Не приняли и закон о службе финансовых расследований. Вопросы судебной реформы и местного самоуправления также до сих пор открыты.
От депутатов ждали большего, но не сложилось / Фото GettyImages
С точки зрения экономической жизни страны, вопросы, касающиеся выборов, религии и т. д. – не являются принципиальными сегодня. Это вещи, которые не влияют на социально-экономическое положение людей. Зато, налоговая реформа, приватизация влияла бы на инвестиции,
- считает Вигиринский.
Таким образом, депутаты не создали экономическую основу для того, чтобы украинцы не эмигрировали из страны. Прежде всего, это касалось вопросов инвестиций.
Читайте также: Чья политика ближе Зеленскому: Садовый передал президенту портреты Черчилля и Чемберлена
К своим достижениям народные избранники относят создание Антикоррупционного суда. Однако, если бы судебная реформа была успешной и не было бы злоупотреблений на уровне отсеивания судей через ВККС или Высший совеа правосудия, то не было бы необходимости его создавать.
Конечно некоторые неплохие законы депутатам все же удалось принять, однако их не столько, как могло бы быть. И уж точно не столько и не того качества, которое мы ожидали.