Розничный рынок электроэнергии: какие проблемы надо решить
Электроэнергия для украинцев дорожает, потому что не существует рынка как такового. Также есть целый ряд проблем с регулированием этой отрасли. На какие вопросы нужно найти ответы, чтобы украинцы получили возможность выбирать качественного поставщика электроэнергии за меньшую цену - в материале сайта "24".
В 96% случаев регулирование в области электроэнергии не достигает целей. Качество электроснабжения в Украине в 14 раз хуже, чем в ЕС, потери – в 2 раза выше, а цены на электроэнергию постоянно растут. Чтобы подключиться к электросети, украинскому малому и среднему бизнесу нужен 281 день, а иногда это вообще невозможно.
Перед бизнесом и государством стоит задача: найти ответы и разработать пути решения проблем, чтобы убрать барьеры для эффективного регулирования отрасли, достичь конкурентного баланса в условиях монополизированного рынка, а также – сделать возможной в Украине smart-энергетику.
Электроэнергия и закон
В апреле Верховная Рада приняла законопроект о рынке электроэнергии. Но проблема в том, что этот рынок фактически надо создать. На сегодня имеем такую систему поставки электроэнергии, которая функционирует не по рыночным методам, не на конкурентной основе, а просто обязывает потребителей принять то, что дают. Если не нравится поставщик электроэнергии – ты можешь отказаться от электроэнергии. Иначе никак. Между тем закон о рынке электроэнергии предусматривает возможность для потребителей выбирать поставщика.
Но создание рынка должно быть прописано в более чем 50 актах вторичного законодательства, говорят нардепы; именно в "подзаконке" должны быть разработаны и продуманы механизмы воплощения закона.
По информации народного депутата Льва Пидлисецкого, заработает закон об электроэнергии в полной мере в июле 2020 года, когда пройдет переходный и подготовительный период. Тогда каждый потребитель сможет выбирать того поставщика электроэнергии, который предложит лучшие условия.
Но до того нужно создать основу для применения комплексного и системного подхода к разработке вторичного законодательства. А для этого нужно определить, что не так с функционированием отрасли.
Читайте также: Электроэнергия как товар: что обещает закон о рынке электроэнергии
Проблемы регулирования
Руководитель сектора "Энергетика" Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель представил результаты системного пересмотра качества регулирования розничного рынка электрической энергии на предмет эффективности, коррупционных рисков, благоприятности для бизнеса и целесообразности. Эксперт отметил, что среди главных проблем имеем: сложное присоединение к электросетям, отсутствие конкуренции и естественные монополии. Существует конфликт интересов между естественными монополиями и потребителем. Получение высокой прибыли против качественных и дешевых услуг по поставке электроэнергии. Достичь баланса интересов должно государство, энергетический регулятор, отметил эксперт. Но пока это регулирование крайне неэффективно.
Каждый четвертый из 94 законодательных актов, определяющих правила работы на рынке объемом 152 миллиардов гривен, является незаконным либо неактуальным. В 96% случаев государственное регулирование отрасли электроэнергии не достигает своих целей. Рынок должен работать по системным нормам и инструментам, влияние которых можно математически просчитать, независимо от лоббистских преференций,
– отметил Оржель.
Таким образом, каждый четвертый регуляторный акт, принятый для надлежащего урегулирования рынка и исполнения четких целей, не содержит правого основания или цели регулирования, или, как минимум, является неактуальным. По данным исследования, качество электроснабжения в Украине в 14 раз хуже, чем в ЕС, потери – в 2 раза выше. Действующее законодательство не способно обеспечить баланс интересов на розничном рынке электроэнергии, обеспечить беспрепятственный доступ к электроснабжению и приемлемую цену на электроэнергию для потребителей, а также эффективность деятельности для энергокомпаний.
Ко всему – многим существующим регуляторным нормам рынка розничной торговли электрической энергии присуща стихийность и неструктурированность, что порождает двусмысленность и неопределенность. Поэтому естественные монополии, несмотря на большие финансовые и административные ресурсы, используют пробелы в законодательстве и часто пренебрегают интересами кого угодно, кроме собственных.
За решение вопросов возьмутся сообща
Эксперты взялись за подготовку "Белой книги", целью которой будет обозначить возможные способы решения вопросов с розничной торговлей электроэнергией. К этому процессу присоединятся также Министерство экономического развития и торговли, Государственная регуляторная служба, Антимонопольный комитет и представители бизнеса.
Глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина убеждена, что текущая ситуация на рынке – свидетельство того, что правильная модель взаимодействия до сих пор не была найдена.
Попытки точечных изменений – что-то дорегулировать, подправить – не решают проблем, ведь не дают новое качество процесса. Нужен комплексный системный подход, с учетом баланса интересов всех участников рынка, качественной оценки регулирования. Только такие решения дадут возможность бизнесу развиваться, а значит, расти украинской экономике,
– отметила Ляпина.
Заместитель Министра энергетики и угольной промышленности по вопросам европейской интеграции Наталья Бойко также подчеркнула важность совместных усилий по реформированию отрасли и выразила поддержку предложенному подходу: "Мы поддерживаем инициативу BRDO, что эффективные решения должны основываться на четких расчетах. Только имея возможность оценить регуляторное влияние, возможно качественно имплементировать стратегию развития энергетической отрасли в сторону рыночных конкурентных отношений".
Потребителю же пока остается дождаться результатов этой работы.
Читайте также: Закон о рынке электроэнергии: что он нам готовит