Семенуха: Правительство фактически снижает пенсии для "новых" пенсионеров

30 июня 2017, 19:09
Читати новину українською

За манипуляциями с пенсионной реформой стоит желание чиновников собственноручно регулировать клапан "щедрости", привязывая очередное "улучшение" к собственному имени, убежден народный депутат Роман Семенуха.

"Это не то, что мне нравится или не нравится. Позиции по пенсионной реформе разные, так же различны подходы к ее внедрению, но если эту реформу не делать, то нам... яма", – заявил 17 мая премьер-министр Украины Владимир Гройсман после заседания правительства, на котором был проголосован соответствующий законопроект. Вместо "ямы" Гройсман имел в виду, конечно, другое слово, но это выражение подходит тоже – украинская пенсионная система действительно барахтается в глубокой колдобине, куда ее засасывает все глубже.

Читайте также: Пенсионная реформа: что и когда изменится для украинцев

Виной тому есть целый ряд факторов: и катастрофическая демографическая ситуация (Украина занимает ведущее место среди европейских стран по уровню детской смертности), и трудовая миграция, и нелегальное трудоустройство с зарплатами "в конвертах", и – главное – унаследованная от СССР и крайне неправильно построена солидарная система начисления пенсий.

Последний пункт является ключевым, однако ряд мер, предложенных правительством Владимира Гройсмана, не касается основ солидарной системы. Ее только несколько подрихтовывают, обещая некоторые "улучшения". В частности, осовременивание пенсий, то есть их переиндексацию. Плюс – отмена налога для работающих пенсионеров, а также ежегодное перечисление пенсионных выплат.

Однако на фоне "побед" есть и несколько существенных "зрад". Пенсионный возраст таки повышается – пусть и не де-юре, но де-факто. Повышается из-за того, что правительство отстаивает идею увеличения обязательного страхового стажа. Пока стаж не накоплен, человек должен работать – несмотря на возраст. Также отменяются "особые условия" выхода на пенсию – эта норма коснется работников социальной сферы – образования, здравоохранения и тому подобное. А наиболее неприятная новость заключается, очевидно, в снижении коэффициента стоимости оценки стажа с 1,35 до 1, что повлияет на размер пенсий.

Читайте также: Гройсман сообщил, чего прежде всего следует ожидать от пенсионной реформы

О том, чего еще стоит ждать от пенсионной реформы Гройсмана (а также о том, чего от нее ждать не стоит) мы говорим с народным депутатом Украины Романом Семенухой (фракция "Самопомич"). По данным проекта PolitEyes, Семенуха является наиболее эффективным инициатором поправок в законопроекты в ВР VIII созыва. По его инициативе было принято 797 поправок. Разбирается наш собеседник и в пенсионной тематике, не питая особых иллюзий относительно способности действующего правительства ввести в этой системе существенные изменения.

С одной стороны мы имеем мизерные пенсии, а с другой – дефицит Пенсионного фонда

Господин Роман, правительство обещает осовременивание пенсий, однако уже сейчас в бюджете Пенсионного фонда "дыра" в 141 миллиард гривен. Осовременивание пенсий выльется в еще миллиардов 40. Где возьмет правительство подобные средства?

В законопроекте от правительства действительно присутствует переиндексация пенсий. Это произойдет единовременно – хочу это подчеркнуть. Плюс предлагается отменить налог (по сути своей, дискриминационный) для работающих пенсионеров. Где возьмутся на это средства? Поскольку у нас солидарная система, возьмутся они за счет налогоплательщиков. Из-за увеличения минимальной заработной платы государство ожидает поступлений по единому социальному взносу более чем на 30 миллиардов гривен. Это и будет источником пополнения ПФУ.

А что касается "дыры", то это наша реальность. С одной стороны мы имеем мизерные пенсии, а с другой – дефицит Пенсионного фонда уже приближается к 142 миллиардам. Но то, что предлагает правительство, это не реформа. Относительно налогообложения пенсионеров, то еще Яценюк, будучи премьером, называл такой шаг исключительной и временной мерой, которая внедряется на один год для стабилизации платежного баланса страны. Однако прошёл и 2016 год, и половина 2017 года, а налогообложение все еще действует. А что касается переиндексации пенсий, то законом о Государственном бюджете на 2017 год это и так запланировано. Но Гройсману важно подать переиндексацию как собственную победу, чтобы те 200-300 гривен, которые правительство даст людям, выглядели как инициированные лично Владимиром Борисовичем.


Роман Семенуха удивляется тому, как при дефиците ПФУ почти 142 млрд грн украинские пенсионеры обречены на полуголодное существование

Вы упомянули об увеличении минимальной заработной платы. Однако есть ли у казны средства на ее повышение? Граждане Украины частично заняты в бюджетной сфере, а не только на частных предприятиях, поэтому для увеличения им выплат понадобятся средства из госбюджета. Они там есть?

Уточню, что часть граждан задействована в коммунальных предприятиях, поэтому бремя по выплате ляжет на местные бюджеты. К тому же, есть частичное перевыполнение запланированных доходов в этом году. Впрочем, уточнять относительно источников финансирования стоит у Гройсмана.

Читайте также: Недореформы: у Гройсман будет пенсия, а у тебя – нет

Но даже несмотря на перевыполнение страна завершит год с дефицитным бюджетом?

Конечно. Мы живем с дефицитным бюджетом уже много лет, и это заложено в финансовых документах. Как мы завершим именно этот календарный год – спрогнозировать трудно. Как по мне, то по ряду показателей в доходной части бюджета возможно перевыполнение. К тому же, правительство торопится с продажей лицензий на внедрение 4G, а это может дать еще дополнительные 10 млрд гривен поступлений. С другой стороны, совсем не движется дело с приватизацией. Поэтому, имея на календаре только июнь, сложно выходить на какие-то выводы. Но можно уже сейчас утверждать, что ситуация точно развивается по не самому плохому сценарию.

Звучит обнадеживающе, однако все же непонятно, выдержат ли местные бюджеты дополнительное финансовое бремя?

Это сюжет для отдельного разговора. Если ответить совсем коротко и формально, то – да, выдержат. За счет чего? За счет бюджетной децентрализации, которую приняла Верховная Рада в 2014 году. Благодаря этому документу на местах стало оставаться больше налогов. Но в 2016-м парламент несколько переиграл и откатил ситуацию назад: на плечи местных бюджетов легли ранее несвойственные им расходы. Такие, например, как перевозка льготников и тому подобное.

И здесь мы снова имеем дело с манипуляциями со стороны Гройсмана: правительство отчитывается, что местные бюджеты из года в год растут. Это так и есть, но правда и в том, что для них перманентно увеличивается объем расходов. Иными словами, центр делегирует на места все больше обязанностей, не зная возможности для увеличения поступлений.

Если мы сейчас не привьем социуму культуру того, что пенсионные отчисления – это не просто налог, а накопления, то люди не будут стимулированы его выплачивать

Знаю, что вы предлагаете свой рецепт уменьшения дефицита Пенсионного фонда. Он состоит в том, что ПФУ выплачивает исключительно пенсии по возрасту, а остальные выплаты пенсии по инвалидности и т.д. переводятся на другие ведомства. Это, по вашим подсчетам, позволит уменьшить дефицит минимум на 90 миллиардов. Однако на кого падет этот финансовое бремя?

На министерство социальной политики. Если правительство сегодня говорит, что оно не хочет ничего делать ни со вторым, ни с третьим накопительным уровнем (по крайней мере, я именно так понимаю презентацию Гройсмана), то у меня тогда вопрос: почему все выплаты, которые не относятся к выплатам пенсий по страховому возрасту, должен выплачивать Пенсионный фонд?

Разберем ситуацию с надбавками за работу во вредных условиях. На Западе эта норма работает совсем иначе, а в Украине подобные выплаты покрывают налогоплательщики. Тогда как в других странах надбавки платит работодатель. И это логично. К примеру, я – представитель крупного бизнеса, и говорю своим рабочим: я буду уплачивать не дополнительно 22% ЕСВ в размере 704 гривны в Пенсионный фонд, а платить вам лично по 30% средств в начальной ставки. И это будет поощрять людей идти именно ко мне, а не к конкурентам.

Читайте также: Пенсия по выслуге лет: стало известно, кто будет иметь на нее право после реформы

Что тем временем происходит в Украине? В Украине эти самые 22% ЕСВ фактически платят люди, которые сами работают на вредном производстве. Это – большая социальная несправедливость. Это просто ненормально, в конце концов. Согласитесь, что если мы сейчас не привьем социума культуру того, что пенсионные отчисления – это не просто налог, а накопления (пусть даже и в пределах солидарной системы), то люди не будут стимулированы его выплачивать. Потому что сегодня в ЕСВ относятся как к налогу на заработную плату.

В концепции Гройсмана есть пункт о том, что с 1 января 2019 года дополнительные взносы с работников моложе 35 лет, будут накапливаться на индивидуальных пенсионных счетах. Это можно считать переходом к накопительной системе?

И да, и нет. Если за этим шагом следовали бы другие последовательные шаги, на эту тему можно было бы дискутировать. Давайте будем откровенны: 2019 год – это уже не год премьера Гройсмана. Вследствие парламентских и президентских выборов он потеряет должность. Какая вероятность того, что и в новом парламенте Гройсман будет занимать должность главы правительства? Довольно призрачная. Но главное даже не это. Главное, что предложение относительно индивидуальных счетов вырвано из контекста пенсионной реформы.

Поговорим о таком моменте, как коэффициент стоимости оценки стажа. Это одна из важнейших позиций по расчету пенсий. Сейчас этот коэффициент равен 1,35, а Гройсман предлагает снизить его до единицы. Манипулируя тем, что увеличится другой показатель, принимается во внимание при расчете пенсии – среднемесячная заработная плата. Я с этим категорически не согласен, потому что у людей, которые будут выходить на пенсию, начиная с 2019-2020 годов, выплаты станут меньше.

К тому же, правительство замораживает среднемесячную заработную плату для расчета пенсий в 2018-2019 годах, устанавливая ее на нынешнем уровне. Почему так сделано? По моим предположениям, это понадобилось потому, что на 2018-2019 годы приходится наибольшая выплата долгов Международному валютному фонду. Замораживание зарплаты облегчит эту миссию.

То есть правительство одной рукой дает доплату, а другой забирает?

Смотрите, какая ситуация. Все пенсии в Украине составляют 14% от ВВП. С точки зрения макроэкономики, это – критически большой показатель. И это при том, что большинство имеет мизерные пенсии. МВФ хочет, чтобы этот показатель снизился до 10-11%. Я могу понять мотивы МВФ, но фактически правительство снижает пенсии для "новых" пенсионеров. Управлять этой цифрой Гройсман собирается вручную, что позволит этому правительству (при наличии роста экономики, а такие прогнозы есть) время от времени увеличивать выплаты, привязывая их к своей собственной персоне.

В свое время Ющенко поднял пенсии, а за ним Тимошенко наладила выплату "Юлиной тысячи" – такого рода "ручник" работал и будет работать в украинских чиновников. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, – все, что делается сейчас в пенсионной сфере, делается исключительно с одной целью – привязать все изменения в себе.

Ющенко и Тимошенко руководили пенсионными выплатами в ручном режиме, зарабатывая на этом политические дивиденды. Нынешнее правительство перенял эту традицию, считает Семенуха

Правительство не идет на то, чтобы заставить силовиков позже выходить на пенсию – оно заботится о силовых структурах, поэтому не удивительно, что мы сегодня имеем полицейское государство

Увеличение страхового стажа до 35 лет многие трактуют как завуалированное повышение пенсионного возраста. Формально возрастная планка остается на действующем уровне, но человек, претендующий на пенсию, вынужден будет работать дольше, чтобы подобрать отсутствующие года. Все так и есть?

Безусловно. Часть людей, лишенная минимального страхового стажа, будет вынуждена работать и после 60 лет.

Только не понятно, где они будут работать. Ведь бывает, что и после 35-40 лет трудоустроиться на квалифицированную работу невозможно.

Вы поднимаете довольно актуальный вопрос, но давайте сначала разберемся, почему возникает потребность в увеличении страхового стажа. В Меморандуме Украины с МВФ записано требование относительно поднятия эффективного пенсионного возраста. На сегодня эффективный пенсионный возраст для украинских мужчин составляет около 51 года, а это означает, что существует немало людей, которые выходят на пенсию значительно раньше 60-ти. Когда МВФ составлял Меморандум, он обратил внимание на это обстоятельство и сказал: уважаемые украинцы, или сокращайте количество людей, которые так рано выходят на пенсию, или поднимайте пенсионный возраст.

Какие категории населения по состоянию на сейчас имеют преференции для выхода на пенсию? Это работники вредных профессий, госслужащие и многочисленные силовики. Правительство не идет на то, чтобы заставить последних позже выходить на отдых – оно заботится о силовых структурах, поэтому не удивительно, что мы сегодня имеем полицейское государство. Силовой блок сознательно не трогают, хотя за счет этой категории можно было бы повысить эффективный пенсионный возраст. Вместо этого правительство идет другим путем: он увеличивает страховой стаж, чтобы сбалансировать средний показатель выхода на пенсию.

Читайте также: Рост стажа для выхода на пенсию: министр назвал дату введения

А это создает большую проблему. Потому что сейчас подходит время выхода на пенсию для той категории граждан, которая пережила, наверное, самые сложные в истории Украины времена – 90-е годы. И мы не можем закрыть глаза на этот период. Тогда миллионы людей шли работать на рынки, в киоски, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. И сейчас государство поступает с ними, мягко говоря, очень несправедливо, требуя полный страховой стаж.


Снижая коэффициент стоимости оценки стажа, правительство фактически уменьшает, а не увеличивает объемы пенсионных выплат

Еще один момент. Сейчас подходит пенсионный возраст тех людей, кому на момент украинской независимости было 30 лет. И этим людям сложнее. Потому свое образование и первую вторую работу они получали еще во времена СССР. Часть из них до сих пор не владеет компьютером, а потому найти работу (чтобы подобрать стаж) для них сложно не только из-за возраста, но и потому, что они – как говорит Владимир Борисович – не "осовременились" и не пристроились к современным требованиям и вызовам.

А как с этим дело на Западе?

Там существуют льготы для предпринимателей, чтобы те были заинтересованы в содержании на производстве лиц предпенсионного возраста. Другими словами, есть стимул и есть закон для защиты людей от дискриминации. Украине нужно внедрить то же. Это я поддерживаю полностью, потому что в данном вопросе нужен не только кнут для работодателя, но и пряник.

Когда рыбак идет на рыбалку, он знает, что различную рыбу надо ловить разными способами. Гройсман поступил как браконьер, который пришел с динамитом

Плети пока бьют исключительно по наемным работникам, а пряников не видно вообще. Предыдущее повышение минимальной зарплаты до 3200 привело к тому, что не все частные предприниматели смогли ее выплачивать (вместе с ЕСВ, кстати) своим работникам. Произошло сокращение, переход на полставки и тому подобное. Что же будет, когда правительство введет с 1 января 2018 года "минималку" в размере 3723 гривен, а с 1 января 2020 году установит ее на уровне 4500?

Знаете, когда рыбак идет на рыбалку, он знает, что различную рыбу надо ловить разными способами. Причем делать это успешно, если применить тонкий подход. Но Гройсман поступил как браконьер, который пришел с динамитом. Зная, что рыба хорошо клюет и так, он оглушил ее и уничтожил. И это при том, что мы живем в чрезвычайно коррумпированной стране, где большая часть экономики – в "тени", где мы не верим ни правительству и чиновникам, ни друг другу. И вместо того, чтобы все сделать так, как того требует рынок, Гройсман разрушает и то, что работало до него.

Премьер Украины Владимир Гройсман занимается профанацией реформ. Так, по крайней мере, считают оппоненты

А мы предлагали премьеру и дифференцированный подход, и региональную сетку зарплат, но так и не получили ни одного отзыва. Мы также предлагали – пока ЕСВ воспринимается как налог – нагрузку на заработную фонд не увеличивать, а уменьшать, и только через некоторое время, когда мы выйдем из "тени", можно восстановить статус кво. Таким образом, мы с одной стороны снижаем налоги, а с другой – увеличиваем ответственность бизнеса, ответственность человека, приходит на рынок труда.

Читайте также: Правительство будет повышать минимальные зарплаты до 2020 года

Мы должны пройти точку невозврата и сделать так, чтобы наемные работники сами требовали от работодателя официального трудоустройства – вплоть до уголовной ответственности за нелегальность бизнеса как предпринимателя, так и, возможно, задействованного в нем работника. Все это в сочетании с уменьшением давления на бизнес должен дать результат.

Официальную зарплату в 3200 гривен (а впоследствии и в 3700) может себе позволить разве что Киев, Харьков и другие крупные города. А что делать тем, кто работает на селе? А что делать внутренним трудовым мигрантам, которые не платят ни ЕСВ? .. Все это очень непростые вопросы. Давайте возьмем и заставим людей, самозанятых на селе, платить по 704 гривны единого социального взноса? Ну они реально поднимут восстание. Подход к постепенному поднятию минимальных зарплат должно быть секторальным, с повышением ответственности, дальнейшим уменьшением налогов и региональной сетью.

А если всего этого сделано не будет, какая часть малого и среднего бизнеса разорится пойдет в "тень"?

Думаю, что значительная. Плюс коррупция усилится в разы. Потому что если на предприятие придет "проверяющий", который сам получает небольшую зарплату, то что он сделает скорее: закроет глаза на то, что не всем выплачивают установленную законом минимальную зарплату и получит за это "благодарность" или продолжит проявлять принципиальность?

Нам, к слову, очень нужна также радикальная реформа налоговой системы тоже. К большому сожалению, идея о создании единого органа финансовых расследований остается на бумаге.

Зато возникают другие идеи. Например, о создании армии контролеров, которые будут ходить по домам и проверять финансовый и материальный состояние субсидиантив. В какой они способ это делать, правда, пока не ясно.

У таких инспекторов за плечами будет огромный опыт, который они, возможно, даже не будут осознавать. На Восточной Украине это уже было распространено дважды – когда загоняли в колхозы и когда в 1932-1933 годах искали не сданный в государственную кладовую зерно. Все это очень печально и страшно на самом деле.

Подводя итог нашего разговора по поводу пенсионной реформы. Фракция "Самопомич" и вы лично поддержите концепцию Гройсмана?

Я не могу расписываться за всю фракцию, но могу сказать, что мы точно будем поддерживать повышение пенсий и отмены дискриминационного налога. В том виде, в котором сейчас существует пенсионная реформа Гройсмана, шансов на поддержку у нее немного. Будем предлагать правительству выделить определенные пункты и проголосовать, в частности, за осовременивание пенсий.

Когда фракция примет свое решение, оно будет коллегиальным. Но в целом я говорю концепции Гройсмана собственно категорическое "нет" из-за отсутствия аудита пенсионного фонда и введение второго накопительного уровня. В конце концов, если мы так и не услышим о тех конкретных шагах, к которым следует прибегнуть, чтобы преодолеть дефицит Пенсионного фонда, то вся эта "реформа" будет просто профанацией надежд того поколения, которому сегодня от 25 до 45 лет.

Читайте также: Украинский парадокс: ни одну реформу невозможно провести без рейтинговых потерь