Какие изменения ожидают водителей и что именно прописано в принятом законе, – анализировали журналистка 24 канала и управляющий партнер АО "Тарасюк и партнеры" Сергей Тарасюк.

Зачем вводили штрафные баллы

Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) относительно начисления штрафных баллов. Закон еще должен подписать президент. Согласно этому закону отменяется пока еще действующая на законодательном уровне система начисления баллов, которая была введена в 2015 году.

Стоит знать Какими будут новые штрафы за нарушение ПДД для водителей в 2020 году

По этой "бальной" системе в течение года каждому водителю начисляется 150 баллов. Их списывают, если водитель нарушает правила дорожного движения. По окончании баллов, водителей начинают привлекать к ответственности. Списывать нарушения за баллы разрешается только трижды: за каждое нарушение ПДД снимают 50 баллов. Эта норма применяется только для правонарушений, за которые водителям не грозит немедленное лишение свободы. Важно – система списания баллов должна начать работать только после введения автоматической фиксации, которая заработала только с февраля, да и то в тестовом режиме.

штрафи для водіїв, нові штрафи для водіїв
Водителей ожидают неприятные "сюрпризы" / Фото 24 канала

В частности, баллы предлагается списывать только за такие нарушения ПДД:

  • проезд на запрещенный сигнал (светофора или регулировщика);
  • нарушение требований дорожных знаков и разметки;
  • превышение скорости (более, чем на 20 км в час, но менее, чем на 50 км в час);
  • нарушение правил перевозки грузов и буксировки;
  • нарушение правил остановки, стоянки или парковки;
  • нарушение правил проезда пешеходных переходов, перекрестков и остановок;
  • проезд по тротуару или пешеходной дорожке;
  • нарушение правил обгона и встречного разъезда;
  • нарушение правил дистанции;
  • нарушение правил движения на автомагистрали;
  • нарушение правил использования осветительных приборов.

Рекомендуем За похищение какого авто – заключение, а за какое только штраф: изменения в закон

Теперь такой вид наказания уйдет в забвение, толком и не начав работать. По убеждению авторов закона, ситуация, когда водитель не отвечает за неоднократные нарушения ПДД, не только не способствует соблюдению участниками дорожного движения установленных правил, а наоборот, создает чувство безнаказанности и побуждает к повторным нарушениям.

Правда, по мнению Сергея Тарасюка, из пояснительной записки непонятно, почему наказание в виде “штрафных баллов” необходимо отменить.

Новации в действии

Ранее сообщалось, что с 1 мая 2020 начнет работу Автоматическая система фотовидеофиксации нарушений ПДД (АСФП). Однако пандемия внесла изменения в планы. Поскольку 11 марта правительство ввело строгий карантин, чтобы не допустить распространение COVID-19 на территории Украины. Эти ограничения частично касаются и работы определенных подразделений Национальной полиции и других организаций, задействованных в процессе работы системы автофиксации.

Поэтому в МВД приняли решение об отсрочке работы системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения до окончания режима строгого карантина.

Таким образом водители еще имеют время, чтобы понять, что после полноценного старта работы системы спорить с сотрудником полиции и доказывать, что водитель ничего не нарушил – не придется.

Так как автоматическая система зафиксирует нарушение, вынесет постановление о нарушении и отправит его по месту регистрации владельца авто. Конечно, АСФП – это не только технический комплекс из фотокамер и серверов. На всех этапах работают уполномоченные работники полиции, которые, например, рассматривают административные правонарушения и составляют протоколы. Этого требует КУоАП, программно-технический комплекс пока что не уполномочен на такие функции, да и в суд его не вызовешь.

штрафи за новим законом
Водители уже готовятся к новым штрафам / Фото 24 канала

Хоть автофиксация нарушений работает пока в тестовом режиме, однако уже есть интересные результаты ее работы. Так, в МВД сообщали о 30 тысячах нарушений, зафиксированных до 12 часов первого дня работы в столице. В среднем в Киеве камеры фиксируют около 60 тысяч правонарушений в сутки.

Если "перевести" на минимальные 255 гривен штрафа, в день автолюбители могут принести городскому бюджету 15,3 миллиона гривен, а до конца текущего года – 3,723 миллиарда гривен. И это только в Киеве.

Введение автофиксации нарушений достаточно для того, чтобы подавляющее большинство водителей поняло, что это не что-то эфемерное, а очень реальный удар по карману,
– убежден Сергей Тарасюк.

До завершения карантина эта система будет работать в так называемом тестовом режиме. А уже после при превышении скорости более чем на 22 – 23 км/ч (20 “разрешены” и 3% погрешность) АСФП автоматически зафиксирует нарушение. После чего будет составлено соответствующее постановление, которое подпишет уполномоченный работник полиции, его пришлют по месту регистрации владельца автомобиля (такое себе "приветствие" продавцам авто по доверенности).

Поэтому, всех водителей ждет холодный душ из штрафов, так как в последнее время они часто пренебрегали правилами. А кое-кто вообще рулил в стиле – как хочу и умею, так и езжу. О последней практике водителям придется забыть, или быть готовыми платить существенные штрафы, потому что договориться с камерой фото-видео фиксации – не получится.

камери в Києві
Расположение камер в столице / Инфографика 24 канала