Как истории с выездом нардепов за границу подрывают доверие к парламенту?

Одной из первых и наиболее показательных была скандальная поездка нардепа Николая Тищенко в январе 2023 года в Таиланд. Фактически именно она стала причиной изменения правил выезда должностных лиц за границу. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Заметьте Советовала "сваливать из страны": нардеп от "Слуги народа" Колесник сложила мандат

В начале 2023-го стало известно, что парламентарий находится в Бангкоке, где украинское посольство анонсировало встречу в отеле "Novotel" нардепа Тищенко с представителями украинской общины для "обсуждения вопросов улучшения взаимодействия".

После огласки председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил, что не подписывал распоряжение о командировке в Таиланд для Тищенко. Впоследствии Тищенко исключили из партии "Слуга народа" и уволили с должности заместителя председателя парламентской фракции этой политсилы.

В свою очередь СНБО принял решение об ограничении выезда должностных лиц за границу без цели государственной важности. Зато президент подписал указ о введении в действие соответствующего решения. Кабинету Министров поручили разработать такой порядок пересечения границы должностными лицами, чтобы основанием могла быть только реальная служебная командировка.

Еще один громкий пример – дело депутата Виталия Борта, которому, по данным СМИ, вменяют возможную подделку документов для выезда за границу, несоответствие заявленных сроков, цели и стран командировки. Сейчас это расследуют ГБР и прокуратура.

Другие случаи еще более резонансные, как история депутатов Артема Дмитрука и Александра Куницкого, которые выехали в командировку, однако так и не вернулись. Общественность узнала об этом только постфактум – конечно, не было никакой официальной информации о цели и ходе их поездок.

Подобные инциденты не единичны и, к сожалению, подрывают доверие к парламенту. Отсутствие системного контроля создает серьезные риски злоупотреблений. Поэтому очевидно, что критически важно придерживаться прозрачной отчетности.

Что говорит закон?

Базовым документом, регулирующим порядок командировок и заграничных поездок нардепов, является Постановление № 2215-XII. Интересно, что этот документ действует с 1992 года.

Однако во время военного положения действуют дополнительные ограничения по выезду за границу представителей органов государственной власти, в частности народных депутатов. В начале 2023 года Кабмин во исполнение решение СНБО внес изменения в Правила пересечения государственной границы. С тех пор народные депутаты могут выезжать за границу исключительно в служебную командировку.

Несмотря на это, механизмы контроля остаются формальными. Решение о командировке принимает председатель Верховной Рады или его заместители. Однако информацию о таких поездках не обнародуют централизованно.

Данные о датах, составе делегаций, источниках финансирования или результатах визитов отсутствуют как на сайте парламента, так и на официальных страницах парламентариев.

Как это работает в других странах?

В большинстве демократических парламентов информация о зарубежных командировках депутатов доступна на публичных страницах. Например, Сенат США имеет правило Rule 35 – члены и работники Сената должны подавать разрешительные документы на такие поездки и отчеты по возвращении. Поэтому в Конгрессе США информация о международных поездках, спонсируемые частными или иностранными источниками, подлежит отчетности: указываются участники, место, расходы и тому подобное.

Подобные практики действуют в парламентах Канады, Великобритании, Норвегии и Эстонии – где отчеты или короткие заметки о поездках добавляются к разделам о парламентской деятельности или к открытым реестрам расходов.


Сайт Палаты представителей Конгресса США / Скриншот автора


Сайт парламента Великобритании / Скриншот автора

Кто и куда едет?

Проблема непрозрачности касается не только общественности, но и самих народных депутатов. Они не всегда владеют информацией об официальных поездках своих коллег.

Показательным является случай, когда народный депутат Марьяна Безуглая направила депутатский запрос к Руководителю Аппарата Рады Вячеславу Штучному с просьбой предоставить данные о зарубежных командировках, отпусках и финансовом обеспечении депутата Александры Устиновой.

Такой запрос свидетельствует, что отсутствие публичного учета командировок создает пробелы не только для общественного контроля, но и для внутренней парламентской подотчетности. Если даже коллеги по парламенту вынуждены официально запрашивать базовую информацию, это означает, что система учета поездок фактически не выполняет своей функции прозрачности.

Добавим, что прозрачность командировок позволяет обществу отслеживать, не ограничиваются ли отдельные парламентарии в праве представлять Украину за рубежом, а также все ли парламентские силы имеют равный доступ к международному сотрудничеству.

Показательным примером является ситуация с бывшим президентом и народным депутатом Петром Порошенко, который неоднократно заявлял об отказе в выезде в служебные командировки.

Читайте также Дети переводят уклонистов: разоблачили схемы незаконного побега из Украины за тысячи долларов

Еще один красноречивый случай – депутат от "Голоса", секретарь Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Роман Костенко, которому буквально перед выездом отменили командировку на Мюнхенскую конференцию по безопасности. По словам народного избранника, сначала ему сообщили, что поездка подтверждена, но впоследствии "перед самым поездом" сказали: "Извини, ты нас неправильно понял, командировки нет".

Такие прецеденты демонстрируют, что даже "непоездки" могут быть манипулятивным инструментом контроля над правом представительства и еще раз подчеркивают потребность в общедоступном реестре командировок с прозрачным механизмом утверждения.

Критерии есть – открытости нет

Стефанчук объяснял, что сейчас существует восемь оснований / критериев, по которым народные депутаты могут выезжать за границу. Например: решение парламента о представительстве, участие нардепов в парламентских ассамблеях и в группах дружбы или вопрос, связан с поездками народного депутата для помощи Силам обороны Украины или при содействии Главного управления разведки.

Однако даже при наличии таких критериев общество не имеет доступа к перечню принятых решений о командировках. Кто именно получает разрешение, на каких основаниях и с каким результатом – остается вне публичного пространства.

Такая непрозрачность нивелирует даже лучшие регламенты, ведь без открытых данных проверить соблюдение критериев невозможно.

Что нужно изменить?

Чтобы исключить злоупотребления, политизацию этого процесса и восстановить хотя бы частично доверие к парламенту, система командировок должна стать прозрачной и подотчетной.

В то же время необходимо учитывать вопросы безопасности – не вся информация о поездках может быть обнародована до возвращения делегации. Особенно, если это касается мероприятий, связанных с поддержкой оборонных структур или разведывательных органов.

Поэтому логичным и безопасным решением является публиковать полные сведения после завершения командировки, отмечая состав делегации, цели поездки, источники финансирования и достигнутые результаты. Такой подход одновременно обеспечивает прозрачность, подотчетность и безопасность.