За его принятие проголосовало 291 депутат. 223 голоса "за" отдали "Слуги народа", 22 - ОПЗЖ, 17 – депутатская группа "Доверие", 15 – депутатская группа "За будущее" и 14 – внефракционных. Воздержались от голосования "Евросолидарность", "Батькивщина", "Голос".

Как будут привлекать к ответственности депутатов – в материале 24 канала.

Интересный опыт

89% украинцев одобряют внесение изменений в Конституцию по отмене неприкосновенности народных депутатов, не одобряют такие изменения 7%, и лишь 4% не смогли ответить на этот вопрос. Такие данные обнародовал Киевский международный институт социологии (КМИС).

Что означает депутатская неприкосновенность?Депутатская неприкосновенность предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности, задержание или арест народных избранников. То есть это юридическая гарантия, которая защищает депутатов от уголовного преследования на уровне с обычными украинцами. Ее вводили с целью защиты депутатов от политических преследований, охраны независимости законодательной ветви власти. Иммунитет действует в течение срока полномочий.

Депутатская неприкосновенность есть во многих странах. В подавляющем большинстве демократий свобода от ареста для чиновников закреплена в Конституции. В то же время, в каждой стране действуют свои особенности ее получения и снятия.

Как Рада лишала депутатов неприкосновенности, смотрите здесь:

К примеру, в Грузии, Турции, Франции, Австрии неприкосновенность распространяется не только на депутата, но и на его офис и дом. В Канаде, Испании, Ирландии, Великобритании иммунитет касается только гражданских дел. Если тамошний слуга народа совершил уголовное преступление, его имеют право задерживать и привлекать к ответственности. В Молдове неприкосновенность распространяется на все правонарушения, кроме специально определенных законом.

В целом в Европе неприкосновенность касается в основном парламентариев. Однако в Бельгии неприкосновенны также есть министры, члены местных советов. В Нидерландах члены парламента не имеют такой привилегии. А в Германии иммунитет предоставляется только депутатам нижней палаты.

Прогноз от "Слуги народа": Когда ВР окончательно проголосует за снятие депутатской неприкосновенности

Если на кандидата в депутаты уже заведено уголовное дело до получения мандата, то в Польше, Великобритании, Эстонии и Финляндии уголовное производство не останавливают. Зато в Дании, Греции, Германии, Венгрии и Чехии производство останавливается после обретения депутатского статуса, однако может быть продлено по решению парламента.

Интересно, что в Хорватии, Беларуси, Албании, Турции депутатская неприкосновенность не касается случаев совершения тяжких преступлений. В большинстве стран мира депутат теряет иммунитет при задержании во время совершения преступления.

Отказ не предвидится

Кстати, отказаться от неприкосновенности по собственному желанию фактически невозможно. Ведь иммунитет предоставляется не по желанию депутата. Именно поэтому лишать неприкосновенности дожен парламент, исходя из каждого отдельного случая. Этот принцип действует и в Украине.

Мнение народа: Теперь заживем, но это – не точно: реакция соцсетей на отмену депутатской неприкосновенности

До принятия закона № 2237 депутатская неприкосновенность в Украине закреплялась в Конституции и законе "О статусе народного депутата". Согласно этим документам отечественный слуга народа гарантированно получал депутатскую неприкосновенность на весь период осуществления своих полномочий. Без согласия парламента его не могли привлечь к уголовной ответственности, задержать или арестовать.

Верховная Рада должна была дать разрешение на такие действия в отношении нардепа:

  • осмотр личных вещей и багажа;
  • осмотр транспорта, жилого или служебного помещения;
  • нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции
  • другие меры, которые по закону ограничивают права и свободы нардепа, допускаются только в случае предоставления согласия ВРУ.

Снималась неприкосновенность по запросу генпрокурора к главе парламента, после этого депутаты должны были проголосовать за соответствующее решению ВРУ.

зняття депутатської недорканості, депутатська недоторканість закон
Депутатам придется отвечать за преступления / Фото GettyImages

Упростить процедуру

Чтобы изменить эту длительную процедуру, депутаты IX созыва приняли закон "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины" (относительно неприкосновенности народных депутатов). Этим документом предусмотрено исключение из статьи 80 Конституции положения, гарантирующего депутатскую неприкосновенность парламентариям, а также невозможность быть привлеченным к уголовной ответственности, задержанным или арестованным без согласия парламента.

Олег Горецкий, адвокат, управляющий партнер ЮФ "Горецкий и Партнеры", замечает, что в законе №2237 о внесении изменений в Конституцию неприкосновенности депутатов предусмотрен механизм проведения следственных действий в отношении парламентариев. Также вносятся некоторые изменения в законодательную базу страны в связи с отменой депутатского иммунитета.

Согласно закону, после сообщения о факте совершения депутатом преступления генпрокурор должен внести сведения в ЕРДР и приступить к досудебному расследованию,
– отмечает Олег Горецкий.

Адвокат добавляет, что согласно изменениям в законе, для получения разрешения на проведение ряда следственных (гласных и негласных) действий, генпрокурор должен обратиться с соответствующим ходатайством в апелляционную инстанцию. Для задержания нардепа ему необходимо будет получить решение апелляционного суда.

А тем временем: НАБУ и ГБР получили право на "прослушку" детали

Гарантировано генпрокурором

Таким образом, благодаря законодательным новациям органы ВРУ убирают из всех процессов расследования возможных преступлений нардепов и привлечение их к ответственности. То есть такого, как было раньше, когда фактически генпрокурор должен прийти в Раду и на всю страну объявить о желании начать собирать факты о каком-то депутате, – не будет.

депутатаська недоторканість закон, зняття недоторканості з депутатів
Нарушил закон – иди в тюрьму / Фото 24 канала

Согласно закону №2237, генпрокурор не будет сообщать парламенту ни о чем. Таким образом, мы храним тайну следствия. На это был запрос Венецианской комиссии и замечания Конституционного суда, что необходимо заложить определенные гарантии от политических преследований,
– отмечает депутат от фракции "Слуга народа" Галина Янченко.

Такие гарантии в этом законе предусмотрены и закреплены. В то же время, депутатам будет гарантироваться свобода их политической деятельности. То есть никаких преследований за политические решения не будет.

Кстати: Снятие депутатской неприкосновенности: что это означает

Как убеждает Янченко, еще один предохранитель, который был заложен, – предоставление генпрокурором согласования на следственные действия, внесение уголовного производства в Единый реестр досудебных расследований и тому подобное. Фактически основным предохранителем будет генпрокурор и его участие в расследованиях преступлений против нардепов.

Дискуссионные нормы закона

Стоит отметить, не все експерты соглашаются с тем, что этот закон будет хорошо работать. В ОО "Честно" заявили – депутаты проголосовали за фейковое снятие неприкосновенности.
По мнению экспертов этой общественной организации, с 1 января 2020 депутатская неприкосновенность никуда не исчезнет. Ведь САП и НАБУ банально не смогут начать расследование. Даже если депутата поймают за руку при получении взятки.

Замечания у экспертов вызывает ряд норм принятого закона. В частности, генпрокурор получает монополию на открытие уголовных производств по нардепам. По мнению экспертов Центра противодействия коррупции тот факт, что только генеральный прокурор сможет вносить сведения в Единый государственный реестр досудебных расследований свидетельствует о зависимости начала расследования в отношении народного избранника от добродетели и занятости генпрокурора.

Стоит знать: Снятие депутатской неприкосновенности: Рада приняла второй закон

Таким образом следователей и прокуроров лишили возможности начинать дело в отношении нардепа.
Следующая новация принятого закона касается обязательного присутствия депутата при рассмотрении ходатайств следователей в суде. Например, об аресте имущества подозреваемого. Это имущество нельзя будет арестовать без предупреждения самого депутата о суде и без его участия в заседании. Таким образом, ничто не помешает депутатам переписать за ночь имущество на родственников, чтобы избежать его ареста. Или же следователь не сможет арестовать взятку, полученную депутатом и пойманого с поличным.

Сейчас такие ходатайства следственный судья может рассматривать при отсутствии фигуранта дела, если есть риск, например, уничтожения документов, имущества или других доказательств через осведомленность нардепа-фигуранта с таким ходатайством. Правда, на практике эта норма не работала, хотя и была законодательно закреплена.

Смотрите видео: Депутатов лишили неприкосновенности