ТОП-10 советов, как успешно путешествовать автостопом
Все большую популярность в Украине приобретает автостопное движение. Этот способ передвижения предполагает не только бесплатность, но и авантюрность и интерактив.
Однако как быстро и качественно освоить это русло и не быть принятым на дороге за маньяка или "ночную бабочку"? Вашему вниманию ТОП-10 советов, которые помогут сделать ваше путешествие успешным.
Четко проложенный маршрут
Путешествие автостопом, несмотря на свою спонтанность, все равно предполагает хотя бы минимальное прокладывание маршрута. Обычно, знать начальный и конечный пункт недостаточно. Следует всегда иметь несколько альтернативных маршрутов, чтобы путешествие было удачным и быстрым.
Для подготовки к путешествию можно воспользоваться картами дорог, однако всегда следует учитывать, что они являются лишь приблизительным гидом в вашем путешествии, поскольку половина информации из них или уже устарела, либо не соответствует действительности.
Для того чтобы "читать" карту, надо знать виды дорог. Каждая из трасс имеет собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Дороги бывают международными ("М"), национальными ("Н"), региональными ("Р") и территориальными ("Т"). Стоит учитывать, что, в основном, от уровня значения трассы и зависит ее состояние и покрытие.
Магистрали международного значения, как правило, являются наилучшим вариантом для автостопщиков, ведь они имеют качественное покрытие и круглосуточный круглогодичный поток автомобилей. А вот на территориальных дорогах, соединяющих между собой райцентр и окрестные села, нередко плохое покрытие, и ночью здесь мало кто ездит.
Табличка с пунктом назначения
Учтите, что не всегда если вы видите машину, то машина видит вас. Именно поэтому на трассе надо всегда быть заметным и выглядеть согласно негласному кодексу автостопщика. Для этого у вас должна быть табличка с пунктом назначения.
Иногда автостопщики пишут номера трасс, однако чтобы водитель мог вовремя сориентироваться стоит писать все же названия населенных пунктов. Если же маршрут предполагается далеким, то рекомендуется делать несколько проходных табличек. Это увеличит спектр машин, которые смогут вас подвезти. В случае длительного простоя во время путешествия на табличке можно написать "40 км", ведь это среднестатистическое расстояние маршрутов автомобилей.
Оценка времени во время путешествия
Автостоп обычно не имеет четкого хронометража и базируется только на удаче. Поэтому, если путешествие осуществляется с расчетом прибытия в конкретный пункт в точное время, то стоит всегда начинать движение раньше времени. К тому же, постоянная тревога и страх не успеть обычно отражается на "везучести" во время автостопа.
Согласно статистике, средняя скорость движения автостопщика по магистральным дорогам в летнее время достигает примерно 50-70 км/ч. Зимой же скорость падает, поскольку ночные потоки машин утихают. Средняя дневная скорость передвижения автостопщика зимой по магистральным дорогам достигает примерно 45-60 км/ч. Однако не стоит опираться на статистику, ведь это лишь условный подсчет.
Также, выходя на трассу, стоит учитывать и потоки машин и время. Стоит начинать маршрут или на рассвете, перед утренними пробками (5-6 часов), или же сразу после (11-13 часов), в период промежуточных потоков. Если маршрут многокилометровый, следует учитывать и особенность больших городов, через которые проложен путь, ведь в них возможно оживление потока движения автомобилей.
Тщательно выберите место для автостопа
При выборе места для стопа следует учесть все нюансы. В частности, чтобы оно было удобным и безопасным для остановки автомобиля. Помните, что машина которая остановилась на месте, где нет обочины может создавать аварийную ситуацию. Не менее важно и то, чтобы впереди не было развилок, ведь это сужает круг потенциальных перевозчиков.
Важно чтобы это место было в поле зрения водителей. Следует избегать крутых поворотов, поворотов направо и спусков с горок. При таких условиях водитель не заметит вас, пока не подъедет совсем близко. Обычно, стоит стопить на прямых трассах, подъемах на горку и некрутых поворотах налево. В случае, если потенциальное место для стопа не соответствует этим критериям, стоит немного пройтись и найти более удачное.
Если же вас застала ночь в пути, то выберите место стопа, где вас видно на расстоянии 200-300 метров. К тому же, следует учитывать, что надо стоять так, чтобы свет падал на ваше лицо. Если же место стопа не освещается, то используйте катафон или налобный фонарь. Если же вы выбрали второй вариант, то желательно чтобы у него был отведен выключатель в левую ладонь (для мигания) и светофильтр. Желательно чтобы светофильтр был желтого или оранжевого цветов, ведь они сразу бросаются в глаза. Наличие цвета в фонаре поможет водителям не спутать вас с встречными фарами или уличными фонарями.
Оденьтесь по "дресс-коду"
Одежда должна быть теплой, водонепроницаемой, дышащей, защищать от ветра и быть компактной. Важно чтобы она была яркой и контрастной, тогда вы будете более заметными для водителей.
Беспроигрышные цвета для автостопа — желтый и оранжевый. Они "работают" в любое время суток и при любых погодных условиях. Оранжевый более удачен для дневного стопа, а желтый — для ночного. Белый цвет тоже пригодится для ночных летних путешествий, однако зимой он служит как камуфляж и прячет вас от машин.
В случае красных, зеленых и синих оттенков, то они подойдут только на дневное время. В случае черного, серого и коричневого, то эти цвета совершенно сливают автостопщика с толпой и делают его менее выразительным для водителей.
Иногда автостопщики прибегают к тому, что шьют специальную одежду (костюмы / комбинезоны). Как правило, они используются люминисцентные цвета, или же просто обшивают одежду светоотражающими лентами. Важный факт, что во многих странах бывшего СССР, в частности в Белоруссии и России, все, кто находятся на трассе в ночное время, должны быть одеты в элементы спецодежды. Поэтому, если ваш маршрут будет пролегать через эти страны, стоит прихватить с собой хотя бы жилетку рабочего.
Относительно зимних путешествий, то особое внимание следует выделить для защиты шеи, рук и обуви, поскольку на трассе в основном ветрено. Важно, чтобы обувь не была ворсистой снаружи, ведь на нее налипнет много снега, в авто растает и намочите ноги. Важно еще, чтобы одежда расстегивалась, ведь от перепада температур можно легко простудиться.
Возьмите с собой только самое необходимое
Наиболее компромиссным для перевозки вещей во время автостопа является рюкзак. Он должен быть небольшим по размеру, вместительным, водонепроницаемым, а также должен иметь возможность навешивания дополнительных пакетов.
С собой следует иметь: документы, наличные, нетбук (по желанию), банковскую карточку, дорожную карту, блокнот, ручки / маркеры и картонную табличку с пунктом назначения.
Если же вы не любитель нон-стоп путешествий и планируете привалы для сна, то обязательно возьмите с собой специальное снаряжение для ночлега: палатка, спальник, пенка для спальника и примус. Общие требования ко всему оборудованию это небольшой вес и малый объем.
Обязательно позаботьтесь о еде и ее приготовлении. Если вы собираетесь готовить на костре, то обязательно возьмите с собой спички или зажигалку, если же готовить на горелке, то заранее позаботьтесь, чтобы вам хватило горючего, или же поищите, где можно ее заправить.
Котелок стоит складывать в сумку/пакет, чтобы не испачкать другие вещи в рюкзаке. Хотя, при применении газового баллона сажа на котелке не образуется. Кстати, брать с собой большой нож не стоит, достаточно взять тот, который сочетает в себе свойства и ножа, и ложки, и вилки. Кружка и миска желательно должны быть металлическими, ведь так вы сможете их разогревать непосредственно на костре и не беспокоиться, что они разобьются.
Изучите язык жестикуляций на дороге
Между автостопщиками и водителями уже давно сформировался собственный способ коммуникации. Например, палец влево/вправо означает, что водитель поворачивает. Круговое движение пальцем имеет аж два значения: либо водитель разворачивается, или ездит только по городу. Указательный палец поднят вверх означает, что в салоне есть только место на одного пассажира. Руки приложенные к левой щеке, означают не что иное как сон. Водитель или собирается делать "брейк" для сна, или же в салоне спит напарник и места для других пассажиров просто нет. Два последних, как правило, присущи для водителей грузовых автомобилей.
Научитесь правильно ловить автомобиль
Относительно жестикуляции самого автостопщика, то не имеет значения как он держит руку и торчит ли у него палец или нет. Однако, во всех странах действует этот закон. Например, в Швеции, принято показывать маршрут указательным, а не большим пальцем, а на Алтае оттопыренный палец воспримут как намек на оплату услуг, однако каких именно, каждый уже дорисует сам.
Если способ жестикуляции не настолько весом, то момент, когда именно поднимать руку является существенным. Человек лучше реагирует на движение, чем на статику, поэтому важно сделать кульминационный жест вовремя. Стоит учесть, что зона "видимости" зависит от многих факторов: скорости движения, класса автомобиля и погодных условий. Интуитивно надо вычислить допустимую границу и сделать плавный и уверенный жест.
В случае, если вы стопите вдвоем, то ваши жесты не должны быть одинаковыми. Один должен занять основную позицию, а другой расположиться на полшага впереди, изображая готовность к действию, или же отойти на 20 метров позади. Если же машина все-таки остановилась, только один ведет диалог с водителем, другой же не должен к ней бежать или идти, пока его не позовут, это может испугать водителя.
Если же речь идет о ночном автостопе, то существует один действенный метод, который может значительно увеличить ваши шансы. Выбирается место на обочине, где автостопщики активно останавливают машины. Один из команды встает на 150-300 метров впереди и мигает фонарем так, как имитирует мерцание "аварийка". Обычно, водители реагируют на такой жест, ведь не понимают почему в псевдо-авто работает только одна лампа "аварийки". Поэтому от нетипичности ситуации, водители снижают скорость и переключают на ближний свет, что увеличивает шансы путешествующих быть замеченными.
Заранее договоритесь о бесплатном проезде
Поскольку водитель долгое время молчал и ни с кем не разговаривал, то ваши первые слова могут быть сразу же не восприняты. Поэтому для налаживания контакта с ним разговор стоит начать с приветствия. Это не только проявление вежливости, но и способ привыкания к вашему голосу. Задавая вопрос водителю, следует избегать слова "нет", ведь это может вызвать аналогичный ответ. Напротив, ищите такую формулировку, где водитель "рефреном", не успев опомниться даст ответ "можно".
Если же вместо ответа вы получаете дополнительные вопросы типа: "а куда именно вы едете?", То, несмотря на местонахождение, дайте конкретный ответ. Если вы за городом, то лучше говорить "в сторону (название города)", если же в городе, то сразу оговорите с водителем безденежность поездки, чтобы это не было воспринято как заказ.
Еще одним вариантом является формулировка развернутого вопроса, который бы вмещал в себе информацию не только о маршруте, но и объяснял вашу сущность и бесплатную форму автостопного путешествия.
Будьте искренними и коммуникабельными с водителем
Преимущественно, главной мотивацией водителя подобрать вас на трассе является желание пообщаться. Поэтому, чтобы дорога проходила быстро, полезно и приятно, стоит постараться наладить контакт с водителем. Психологи считают, что на все про все есть только четыре минуты. Если же поймать одну волну в течение этого времени не удается, то разговора не получится вообще.
В этом вопросе и самому следует быть психологом. Чтобы разговор все-таки удался, выведите водителя на "его" тему. Это сразу придаст диалогу живости и вы не устанете говорить. Однако, если вы спешите, этот вариант не для вас. Ведь во время разговора на любимую тему часто происходит заметное уменьшение скорости автомобиля. Удачным будет завести диалог о машинах вообще и авто, в котором вы едете в частности. Такой разговор может заметно увеличить скорость вашего передвижения.
Не менее полезным для вас будет общение о вашей поездке, поскольку водитель может дать вам какие-либо дополнительные сведения о маршруте. Однако, не опирайтесь на эту информацию полностью, ведь ваш собеседник говорит с точки зрения автомобилиста, а не автостопщика. Поэтому некоторые советы могут вам не только не пригодиться, но и усложнить вам маршрут.