Шанс поколения: Украине открылось окно возможностей в Центральной Азии
- Центральная Азия становится стратегическим регионом с инвестициями более 25 миллиардов долларов в 2024 году, где растет влияние Китая, ЕС и США, а зависимость от России уменьшается.
- Украине открываются возможности через Срединный коридор для восстановления торговли с Центральной Азией, с фокусом на совместные производства и логистические альтернативы, чтобы вернуться на рынки региона.
Центральная Азия входит в фазу быстрого балансирования между Китаем, ЕС, США и Турцией. Для Украины это окно возможностей: новые коридоры поставок, производственные кооперации, доступ к рынкам и сырью. В то же время есть и неприятная правда: государства ЦА сохраняют глубокие бизнес-связи с Россией и иногда помогают обходить санкции.
Но их относительная зависимость от Москвы заметно уменьшается. Столицы региона – на примере агрессии России против Украины – лучше осознают собственные риски и системно усиливают безопасность, в частности через Организацию тюркских государств (ОТГ), которая набирает политический и логистический вес. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
Заметьте Ежегодно одно и то же: как Россия и Индия врут всем вокруг
Регион в балансе: как ослабевает российское влияние и кого это усиливает?
После 2022 года Центральная Азия перестала быть "задним двориком" Москвы. В регион зашли деньги, инфраструктурные проекты и политическое внимание игроков, работающих "в долгую". Показательный маркер – по оценкам ЭСКАТО, объем инвестиций в новые проекты в ЦА в 2024 году приблизился к 25 миллиардам долларов: формируется не только приток капитала, но и длинный инвестиционный конвейер.
Другой маркер – торговля ЕС с Казахстаном на почти 50 миллиардов долларов в 2024 году, что подчеркивает роль Казахстана как главного европейского шлюза в регионе.
Европейский Союз действует без пафоса, но с весомыми ресурсами: за последнее десятилетие на ЕС приходится более 40% прямых иностранных инвестиций в ЦА (более 100 миллиардов евро). На фоне поиска странами региона альтернатив чрезмерной зависимости от одного центра силы, ЕС выступает предсказуемым "якорем" – с рынком, технологиями и длинными деньгами.
Китай работает системно и быстро. Товарооборот КНР со странами ЦА вырос от 70 миллиардов долларов в 2022 году до почти 95 миллиардов долларов в 2024-м и способен превысить 110 миллиардов в 2025-м. В топ-партнерах – Казахстан, далее Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Важно не только "сколько", а "во что": деньги Пекина заходят в инфраструктуру, логистику и энергетику – основу экономического влияния на десятилетия.
США действуют избирательно, но весомо в ключевых отраслях. За 1994 – 2024 годы совокупные инвестиции США в Центральную Азию оцениваются в 51 миллиард долларов. Около 99% этой суммы приходится на Казахстан – преимущественно нефтегаз и горнодобывающий сектор. Американское присутствие менее распылено, зато концентрировано в стратегических "точках силы" крупнейшей экономики региона.
На этом фоне Россия все больше сохраняет силовую "оболочку" без достаточного экономического наполнения. Именно здесь и открывается пространство для Украины: государства ЦА стремятся выровнять зависимости и охотнее смотрят на партнеров, которые дают выход в ЕС, технологии и логистическую альтернативу маршрутам через Россию.
Коридоры и цена доставки: когда логистика решает все
Главная причина падения украинской торговли с Центральной Азией после 2014 года – не только политическая. До аннексии Крыма большинство грузов шло по российской железной дороге. После 2014-го это окно закрылось, а стоимость логистики для Украины в направлении ЦА выросла кратно – иногда в 4 – 5 раз.
Выход – Срединный (Транскаспийский) коридор: Китай → Казахстан → Каспий → Азербайджан → Грузия → Турция → ЕС (с черноморскими ответвлениями). За 2021 – 2024 годы объемы перевозок через Транскаспийский транспортный маршрут выросли примерно с 0,8 до 4,5 миллионных тонн. Параллельно модернизируются узлы: железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, порты Актау и Алят, наращивается контейнерная вместимость и перегрузочные мощности на Каспии.
Важный политический "множитель" – ОТД. На встрече министров транспорта в Алматы страны тюркского формата согласовали пакет решений:
- наращивание паромных перевозок по Каспию,
- достройку перегрузочных мощностей,
- регулярные блок-поезда по маршруту Баку – Тбилиси – Карс,
- цифровизацию процессов (e-Permit, e-TIR, e-CMR),
- переход на электронный обмен разрешениями,
- унификацию тарифов,
- установление стандартных сроков доставки по участкам БТК.
Это превращает коридор в предсказуемый сервис, а не "проект на бумаге".
Способен ли коридор за 5 лет выйти на большие объемы? Есть основания так считать. Пропускная способность уже растет. К 2030 году партнеры декларируют втрое большую пропускную способность от уровня 2021-го и вдвое более короткое транзитное время.
Для Украины это означает не только возвращение на рынки Центральной Азии, но и снятие логистической "ренты", что делала наши товары неконкурентными.
К теме Как Казахстан может открыть Украине двери в Центральную Азию
Украина и Центральная Азия: спад после 2014-го и сценарий возвращения
Совокупный товарооборот Украины с пятью государствами Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан) выглядел следующим образом:
- 2013 год – 13 миллиардов долларов;
- 2016 год – 1,7 миллиарда долларов;
- 2022 год – 1,4 миллиарда долларов;
- 2023 год – 1,1 миллиарда долларов;
- 2024 – около 1 миллиарда долларов.
Мы все еще значительно ниже докризисных масштабов, но именно поэтому имеем пространство для быстрого восстановления при условии нормализации коридоров.
Пройдемся по странам.
Казахстан – ядро сотрудничества, 2024 года товарооборот, по данным Посольства Украины в Казахстане, составил 411,8 миллиона долларов (экспорт Украины 291,5 миллиона долларов, а импорт – 120,3 миллиона долларов).
Кыргызстан – 34,9 миллиона долларов (экспорт – 34,5 миллиона долларов, а импорт – 0,4 миллиона долларов).
Таджикистан – 14,92 миллиона долларов (экспорт – 14,09 миллиона долларов, а импорт – 0,83 миллиона долларов).
Туркменистан – 94,57 миллиона долларов за I полугодие 2024 (экспорт – 34,56 миллиона долларов, импорт 60 миллионов долларов).
Узбекистан – 175,5 миллиона долларов за январь – август 2024 года (экспорт – 93,6 миллиона долларов, импорт – 81,9 миллиона долларов).
Оптимальная модель возврата – Срединный коридор + совместные производства в Украине: локализация переработки "под ЕС", сертификация, короткое логистическое плечо к рынку ЕС. Естественно такую кооперацию разворачивать с Казахстаном и Узбекистаном.
Структура торговли и направления роста
Экспорт Украины в Центральную Азию сейчас опирается на три опоры.
1. Агропродовольственная переработка (мясо птицы и субпродукты, кондитерские и хлебобулочные изделия, готовые продукты из зерна, отдельные молочные позиции).
2. Фармацевтика и медицинские изделия (дозированные препараты, вакцины, сыворотки).
3. Промышленное оборудование и инженерные решения для промышленности и инфраструктуры (насосы, компрессоры, вентиляционные агрегаты, отдельные электромашины, трубная продукция. В Казахстане – также холодильное оборудование и тепловые насосы).
Учитывая довоенную номенклатуру (2010 – 2014 годы) и текущий спрос, стоит усиливать:
- для энергетики, добычи и водной инфраструктуры – промышленные насосы и компрессоры, теплообменники, запорную арматуру, бесшовные трубы для нефтегазовых и водных сетей, модульные станции водоподготовки;
- для агросектора – минитракторы и навесное оборудование, зерносушилки и небольшие элеваторные решения, системы орошения, линии послеуборочной доработки;
- для пищевой промышленности – фасовочные решения, холодильные системы и элементы "холодовой цепи";
- агропереработку – возвращение "тяжелых" позиций (мука, сахар, масло, крупы) с параллельным наращиванием продуктов с высокой добавленной стоимостью (кондитерка, ингредиенты, полуфабрикаты);
- фарму и медизделия – масштабирование поставок и создание совместных складов/фасовочных линий в Казахстане и Узбекистане для сокращения плеча до конечного потребителя.
Импорт Украины из Центральной Азии стабильно формируют: сжиженные нефтяные газы (LPG), нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения (азотные и калийные), ферросплавы и прокат стали, полимеры/пластмассы, хлопковый текстиль, овощи и сухофрукты (в нишевых объемах).
По мере развертывания Транскаспийского транспортного маршрута логично расширять импорт полимерного сырья и полуфабрикатов для украинской переработки (пленки, тара, компаунды) – с последующим экспортом готовой продукции в ЕС.
Отдельный вектор – цепи добавленной стоимости на базе критических полезных ископаемых. Украина и США согласовали инвестиционный механизм для восстановления, который, в частности, будет работать с сырьевыми и перерабатывающими кейсами.
На этой базе реализуется модель: добыча в Казахстане/Узбекистане/Таджикистане → переработка в Украине → экспорт в ЕС/США. Украина имеет промышленную базу и близость к ЕС; страны ЦА – ресурс; Срединный коридор – логистическую "скоростную полосу".
Европейский фактор
ЕС держит "экономическую парадигму" в отношении Центральной Азии. Стратегия 2019 года определяет три приоритета:
- устойчивость (права человека, безопасность, климат),
- процветание (диверсификация экономик, частный сектор, конективность),
- региональное сотрудничество.
В практической плоскости это усиливается Global Gateway (куда ЕС уже инвестировал 12 миллиардов евро) и фокусом на Срединном коридоре – потому что низкая внутрирегиональная связанность прямо "режет" потенциал роста. Формат С5+ЕС политически усиливается, а промышленная кооперация с Казахстаном выделяется.
Великобритания также откалибровала курс. После переоценки политики в отношении ЦА Лондон демонстрирует готовность помогать странам региона повышать резилиентность, диверсифицировать внешние связи и привлекать инвестиции – без навязывания "выбора лагеря".
Параллельно Турция, страны Залива активизировали собственные треки. Анкара институционализирует "тюркский мир" через ОТД, а Саудовская Аравия продвигает формат "С5 + Залив" с акцентом на инфраструктуру и конективность. Риски безопасности (прежде всего Афганистан) остаются, но инвестиционный фактор работает и подпитывает Срединный коридор.
Дорожная карта для Украины
- Логистика превыше всего. Единый тариф на Транскаспийском транспортном маршруте, гарантированные слоты на Каспии, синхронизация портов и блок-поездов БТК, полная интеграция e-Permit/e-TIR/e-CMR.
- Совместные производства с Казахстаном и Узбекистаном. Локализация переработки в Украине + сертификация под ЕС = короткое плечо к рынку Союза.
- Фокус-корзины экспорта. Для каждой страны Центральной Азии – 5 – 7 позиций с лучшей маржой.
- Финансовые инструменты. Экспортное страхование под ТМТМ, оборотный капитал под контракт, рамочные соглашения на LPG/удобрения/полимеры.
- ЕС как "якорь". Интеграция украинских терминалов и внутренних маршрутов в Global Gateway / TEN-T, продвижение черноморских "петель" Срединного коридора.
Центральная Азия быстро вырастает из периферии в узловое пространство большой Евразии. Влияние России в относительном измерении тает. ОТО институционализирует тюркское сотрудничество. ЕС и Великобритания приносят "длинные деньги". Китай цементирует инфраструктуру, а США точечно усиливают стратегические сектора.
Для Украины это шанс поколения. Все сведется к трем простым вещам: более дешевый маршрут, совместное производство, гарантированный сбыт. Если свести их в одну линию, сухие цифры превратятся в новую географию нашей экономики.
Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.