Являются ли предложения по Нацстратегии по УСН полезными и каковы объемы "схем" с "упрощенкой", и каковы в целом объемы крупнейших "серых схем" в стране – читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Интересно Тринадцатая зарплата в Украине: кому начислят бонус к Новому году

Каковы объемы топ-3 крупнейших схем по уклонению от налогов?

Согласно расчетам нового исследования специалистов CASE-Украина и ИСЕТ, лидерами среди схем уклонения от налогообложения стали следующие.

1. Заработные платы "в конвертах": ориентировочные потери госбюджета составляют 200 – 265 миллиардов гривен в год.

2. Нарушение таможенных правил, контрабанда и коррупция на границе: потери 105 – 120 миллиардов гривен в год.

Эти схемы предусматривают:

  • таможенное мошенничество (документарная контрабанда) и коррупционные схемы: особенностью схем является участие в них работников таможни, что делает возможным фальсификации и искаженное декларирование;
  • перемещение товаров вне таможенного контроля (черная контрабанда);
  • злоупотребление льготами, предоставленными международными договорами и законодательством Украины;
  • злоупотребление таможенными режимами: товар ввозится или вывозится из Украины по таможенным режимам, не предусматривающих уплаты таможенных платежей и исчезает или оформляется фиктивный вывоз.

3. Контрафакт, нелегальная торговля подакцизными товарами: потери 39 – 43 миллиардов гривен в год. Схемы предусматривают неуплату акциза, НДС и налога на прибыль при производстве и реализации алкогольных изделий, горючего, изделий с никотином.

Каковы объемы схем с упрощенной системой?

По недавним оценкам аналитических центров, потери бюджета от всех схем злоупотребления с УСН колеблются в диапазоне 11,5 – 22 миллиардов гривен в год.

Часть среднего и крупного бизнеса злоупотребляет УСН, структурируясь через псевдо-ФЛП – это ряд схем, объединенных термином "дробление". Существуют три ключевые схемы.


Крупнейшие схемы теневой экономики / Инфографику предоставил автор

1. Дробление + сокрытие оборотов (2 группа ССО)

Это основной вид нарушений на 2 группе УСН, который стал основным после индексации лимитов в 2021 году и отмены нормы об обязательном использовании РРО при годовом обороте более 1 миллиона гривен.

Схема "дробления" заключается в маскировке большего бизнеса под физических лиц-предпринимателей (псевдо-ФЛП). Различают два основных вида дробления:

  • параллельные: одновременная работа нескольких псевдо-ФЛП, которые в сумме составляют большую структуру (например, псевдо-франшиза или псевдо-площадки);
  • последовательные (револьверная схема): на одном и том же рабочем месте псевдо-ФЛП последовательно сменяют друг друга по мере того, как они достигают верхнего предела годового оборота.

Эти псевдо-ФЛП преимущественно используют 2 группу УСН, поскольку налоговая нагрузка на 3 группы выше средней на общей системе налогообложения. Такие псевдо-ФЛП обычно имеют обороты, существенно больше средних, не имея при этом наемных работников.

Согласно эконометрического моделирования аномалия задекларированного годового дохода во 2 группе охватывает около 68 тысяч ФЛП в год (около 14% всего количества 2 группы ЕН), они имеют суммарные годовые обороты около 380 – 400 миллиардов гривен.

Условные непоступления в бюджет (при средней налоговой нагрузке 3,4% на общей системе) оцениваются в 11 – 13 миллиардов гривен на цифрах 2024 года

2. Злоупотребления для "обнала" (3 группа УСН)

Эта схема заключается в использовании псевдо-ФЛП 3 группы для уклонения от налогов при получении средств на зарплату или дивиденды.

Аномалия в распределении ФЛП 3 группы по годовому обороту начинается с 8 миллионов гривен, избыточное количество ФЛП в диапазоне от 8 миллионов гривен до верхнего лимита составляет около 7 тысяч человек (менее 1% всех ФЛП на 3 группе).

Важно В популярной сети магазинов игрушек разоблачили уклонение от налогов: какой будет штраф

Суммарный оборот этих аномальных ФЛП составил около 57 миллиардов гривен, из него уплачено ЕН около 3 миллиардов гривен. Условные непоступления в бюджет составляют от 7 – 8 миллиардов гривен (в случае применения для выплаты дивидендов) до 27 миллиардов гривен (в случае применения для выплат зарплат "в конвертах"). Во втором случае они уже учтены в схеме "МЗП + конверт".

3. "ФЛП вместо найма" (3 группа УСН)

Это схема злоупотребления, известна как псевдо-аутсорс, которую применяют для высокооплачиваемых, высококвалифицированных работников. Схема заключается в замене трудовых отношений гражданско-правовыми с ФЛП, что позволяет существенно минимизировать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Количество тех ФЛП, по которым есть риск переквалификации – оценивается специалистами в пределах 10% от всех, работающих по соответствующим КВЭД – до 40 тысяч человек. Оценивая среднюю "зарплату" ориентировочно в 2 тысячи долларов в месяц, суммарный оборот составит до 40 миллиардов гривен, из которых уплачено ЕН 2 миллиарда гривен. Общий условно недополученный бюджетом доход оценивается в 18 миллиардов гривен.

Расчеты ключевых схем с упрощенной системой свидетельствуют о том, что эти схемы не являются крупнейшим источником потерь для бюджета. Однако, анализ основных схем на УСН необходим для повышения эффективности налоговой системы и наработки качественных инструментов для минимизации этих схем.

Что делать со схемами с "упрощенкой"?

Национальная стратегия доходов содержит ряд полезных пунктов, которые стоит реализовать, и одновременно предусматривает и вредные для экономики пункты в разделе об упрощенной системе. Они не перекроют схемы, а увеличат "дробление" и будут способствовать переходу части микробизнеса в полную тень. Предложенные Нацстратегией идеи по повышению ставок налогов для 3 группы ЕН, товарный учет для ФЛП, переход на уплату НДС после 1 миллиона гривен годового оборота – это контрпродуктивные меры, которые никоим образом не минимизируют описанные выше "серые схемы".

Нацстратегия в других разделах также содержит ряд вредных для экономики идей, в частности о предоставлении полномочий ГНС без решения суда накладывать арест на счета и блокировать их, получения ГНС полного доступа к информации об объеме и обороте средств всех налогоплательщиков на их счетах в банках (без решения суда и уголовных производств). Эти пункты необходимо пересмотреть при участии Минэкономики и аналитических центров, заменить их на реальные задачи по минимизации схем.

В то же время Нацстратегия содержит и полезные пункты, которые будут способствовать минимизации схем. Их нужно как можно скорее реализовать.

  • IТ-консолидация информационных ресурсов субъектов системы управления государственными финансами, в частности ГНС, и обеспечение администрирования этих ресурсов.
  • Обеспечение интеграции с европейскими системами НДС, возмещения НДС, мониторинга движения акцизных товаров, системами платежной информации и тому подобное.
  • Введение обмена предварительной таможенной информацией с другими странами, чтобы ускорить перемещение товаров и транспорта через таможенную границу, выявления рисковых операций и усиления мер по борьбе с контрабандой.
  • Улучшение обмена налоговой информацией с соответствующими органами других стран, чтобы предотвратить трансграничные схемы уклонения от налогообложения.

Кроме определенных Нацстратегией ряда полезных пунктов, крайне важно законодательно внедрить качественные OKR/КРІ для Налоговой и Таможенной служб, которые будут направлены не на выполнение планов, а на уменьшение tax gap.

Необходимо также имплементировать anti-abuse rule относительно злоупотребления упрощенной системой налогообложения.

Национальный банк также может существенно поспособствовать минимизации схем с УСН – сделать обязательными к исполнению критерии по "кустам ФЛП", которые в настоящее время есть для банков только как рекомендуемые. Необходимо также принять закон о "дропов", в частности введение "реестра дропов" – законопроект НБУ.

Для минимизации схемы "ФЛП вместо найма" надо принять законопроект №13507, устанавливающий четкие критерии для отличия псевдо-наемных от наемных работников.

Важным для минимизации схем по сокрытию реальных оборотов является:

  • введение экономических стимулов для покупателей подакцизной продукции получать фискальный чек;
  • усиление давления на "черных" торговцев;
  • работа перезагруженного Бюро экономической безопасности.

И главное – надо создать базовые условия в стране. Говорится о завершении судебной реформы, обеспечение верховенства права, институциональную реформу Таможенной и Налоговой службы, Нацполиции, перенабор специалистов и тому подобное.