"Укрспирт" взялся за выполнение стратегии МинАПК

23 июля 2015, 15:44
Читати новину українською

МинАПК Украины вместе с ГП «Укрспирт» планирует заменить импортные автобензины на отечественное топливо на сумму 300 млн. евро в год.

На днях ГП "Укрспирт" анонсировало готовность в ближайшие месяцы запустить

производство биоэтанола для использования в качестве автомобильного топлива на 20

предприятиях госкорпорации.

Лидеры переходят на биоэтанол

Согласно опубликованным данным об итогах работы ГП "Укрспирт" в первом полугодии,

госкомпания произвела 2,3 тыс. тонн биоэтанола. При этом для нужд производителей

автобензинов было отгружено 11,9 тыс. тонн продукта КМТА (компонент моторого топлива

альтернативный), изготавливаемого на основе биоэтанола. Минимальную потребность

отечественного рынка эксперты отрасли оценивают в 250 тыс. тонн биоэтанола только для

использования в качестве антидетонационной добавки и альтернативного топлива при

выпуске автобензинов.

Помимо использования в качестве добавок и альтернативного топлива, биоэтанол

применяется в качестве нетоксичной замены буровым жидкостям в нефтегазовой

промышленности. В период с 2000 по 2014 год мировое производство биоэтанола выросло

более чем в 5 раз – до примерно 8,6 млрд долл (1 дал= 10 л). Мировые лидеры производства

биоэтанола – США (основное сырье – кукуруза), Бразилия (сахарный тростник), ФРГ и

Франция (преимущественно – сахарная свекла и зерновые). В ближайшие 5 лет ожидается

рост мирового производства еще примерно на 70% – в основном для использования в

качестве автомобильного горючего.

Помимо того, что биоэтанол рассматривается как альтернатива исчерпаемым источникам

энергии, его применение снижает выбросы вредных веществ и оксида углерода в атмосферу.

Именно по этим причинам ЕС имеет весьма жесткие нормативы по наращиванию доли

биоэтанола в энергобалансе. В частности, с 2011 года действует директива, которая требует

нарастить долю биоэтанола в автомобильном горючем до 10%. Украина Соглашением об

Ассоциации принимает на себя аналогичные обязательства. И если в ЕС сейчас этот

показатель постепенно приближается к 5%, то в Украине он не превышает 1%.

Украина догоняет

Высокая зависимость от импорта нефти и нефтепродуктов, необходимость использовать для

его оплаты дефицитную валюту заставляет Украину наращивать производство биоэтанола. В

первом полугодии 2015 года ГП "Укрспирт" запустило в дополнение к действующим

заводам производство биоэтанола на Зарубинском спиртзаводе (Тернопольская область) с

привлечением иностранных инвестиций в объеме 60 млн грн. До перепрофилирования

предприятие простаивало.

Как сообщило ГП «Укрспирт», Зарубинский государственный спиртзавод является третьим

предприятием в стране, которое выпускает биоэтанол для использования в производстве

спиртосодержащих моторных топлив. Запуск предприятия стал возможным благодаря

модернизации производства за счет средств инвесторов из Армении. Перезапуск завода

позволил создать 100 дополнительных рабочих мест для жителей региона.

"Мы должны создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью, использовать все

сырьевые возможности, — уверен и.о. директора ГП "Укрспирт" Роман Иванюк. —

Производство биоэтанола поможет вывести страну из экономического кризиса, обеспечит

новые рабочие места, повысит конкурентоспособность и улучшит экологическое состояние».

Рыночная ситуация со спросом на спирт для производства алкогольных напитков в принципе

подталкивает к тому, чтобы перепрофилировать предприятия госкомпании на производство

биоэтанола – на него имеется растущий спрос. И такое перепрофилирование было одним из

инструментов, благодаря которым новому менеджменту "Укрспирта" удалось вывести

предприятие на рентабельную работу в 2015 году.

Пока что производство биоэтанола только начинает наращиваться, но его уже вполне можно

рассматривать как решение задачи сокращения импорта нефтепродуктов и снижения

потребности в валюте для их оплаты. Стратегию импортозамещения на рынке

нефтепродуктов поддерживает и президент Украинской зерновой ассоциации Владимир

Клименко: "Сегодня биоэтанол в Украине фактически не производится. При этом мы

импортируем порядка 4 млн. тонн бензина в год из России и Беларуси, за который платим

валютой, хотя могли бы ежегодно производить такой же объем биотоплива".

Конечно, выпуск в Украине 4 млн тонн биоэтанола в год – это не слишком близкое будущее.

Настоящее – это производство примерно 250-300 тыс. тонн биоэтанола в год, что

эквивалентно импорту нефтепродуктов на сумму около 300 млн евро в действующих сейчас

ценах

МинАПК и «Укрспирт» введут импортозамещение

Действующие в Украине ставки акциза на альтернативное автомобильное горючее(с

содержанием биоэтанола свыше 30%) могли бы стимулировать спрос – и при нынешнем

уровне потребления автомобильного горючего емкость украинского рынка составляет более

1 млн тонн биоэтанола. Что эквивалентно его доле примерно в 20% - вдвое выше, чем

Украина обязалась бы иметь к 2020 году согласно директивам ЕС.

Если ориентироваться на объемы производства биоэтанола около 1 млн т в год, то

выпускающим его предприятиям придется бороться за снижение его себестоимости,

снижение энергоемкости и расширение сырьевой базы. "Предприятиям "Укрспирта"

придется находить источники инвестиций для снижения энергоемкости производства

биоэтанола, и, как следствие – для уменьшения его себестоимости. Ведь по мере снижения

цены будет расти интерес к биоэтанолу, - уверен эксперт, главред журнала «Деньги»

Александр Крамаренко. – Об этом свидетельствует опыт крупнейших стран-

производителей биоэтанола – США и Бразилии. По мере роста производства придется

модернизировать производства под использование новых для них видов сырья. А это тоже

потребует инвестиций».

Но это все в среднесрочной перспективе. А если говорить о ближайших перспективах, то

куда большее влияние на рынок оказывает нестабильность законодательства и

неурегулированность фискальных процедур. Едва ли самым большим препятствием на пути

является противоречивое использование "алкогольного" акциза к биоэтанолу, который в

принципе не может быть использован для производства спиртных напитков. Эксперты

полагают, что объемы выпуска альтернативного автомобильного горючего и добавок на

основе биоэтанола могут быть увеличены в разы сразу же после разрешения этой проблемы.

Контролировать выпуск и целевое использование биоэтанола достаточно просто – есть

налоговые посты на предприятиях, есть технологии денатурирования – то есть внесение

добавок, делающих продукцию принципиально непригодной для использования в пищевых

целях.

С технологической точки зрения в ГП «Укрспирт» не видят препятствий для практически

мгновенного наращивания производства до уровней около 250-300 тыс. тонн биоэтанола в

год: "Мы готовы начать производство биоэтанола на двух десятках спиртзаводов

практически в течение нескольких месяцев, — уверен и.о. директора ГП "Укрспирт" Роман

Иванюк. — Сырьевая база для этого достаточна, техническое состояние предприятий это

позволяет. Нужно лишь урегулировать некоторые организационные вопросы, и страна

получит сотни тысяч тонн биоэтанола в качестве альтернативы импортируемым

нефтепродуктам".

Одним из стратегических направлений развитие альтернативной энергетики названо и в

Программе развития аграрного сектора экономики на период 2020 года, которую сейчас

формирует Министерство аграрной политики и продовольствия. Например, в одном из своих

интервью министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил, что

производство биотоплива является одним из локомотивов украинской экономики: "Считаю,

что биоэтанольное направление вообще должно быть одним из ключевых для нашей страны.

У России есть "Газпром" и нефть, а у нас - аграрный сектор и кукуруза, и это — тоже энергия.

У нас есть все шансы стать энергетически независимыми".