Укрупнение или измельчение: чем грозит децентрализация большим городам
На процессы децентрализации крупные города сначала посмотрели свысока – мол, это проблемы местечковых и сельских общин. Оказалось, что такая позиция очень скоро им "вышла боком". С чем столкнулись крупные города в рамках децентрализации, и как проблему решить – выясняли журналисты сайта "24".
Буквально на прошлой неделе вокруг Львова, согласно перспективному плану развития и благодаря решению Львовского областного совета, создано несколько добровольных объединений общин. Они получат статус самостоятельных, с собственным бюджетом и видением дальнейшей судьбы своих территорий. Тех территорий, благодаря которым должен развиваться и Львов. И культурная столица оказалась то ли в "осаде", или без перспектив роста. Далее подобная ситуация может постичь не только Львов.
Как пояснил в комментарии сайту "24" директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук, в начале процесса добровольного объединения общин города областного значения и особенно города – областные центры выключились из него.
Им это было неинтересно. Они считали, что у них все есть. Бюджетная децентрализация дала хорошие деньги, никакого влияния администрации на них нет, прокуратура осуществляет общий надзор, поэтому они "кум королю", и плевали с большого холма на те процессы,
– отметил эксперт.
Но поселения, формируются вокруг крупных городов поясами, не только в Украине, но и в любой стране мира, имеют свою динамику именно благодаря близости к большому городу. И если большой город самоустранился от процесса, прилегающие общины решают перейти в такой же правовой статус, как и большой город, и благодаря близости к большому городу – иметь рабочие места, а благодаря людям, которые будут проживать там, и бюджетной системе – иметь ресурс, чтобы свои города развивать.
Поэтому вокруг крупных городов небольшие городки или поселки становились активными катализаторами объединенных общин, оттесняют большой город от остальной территории региона. И когда этот процесс стал свершившимся фактом, вдруг те города спохватились: мы отрезаны, нам не, куда развиваться, негде размещать бизнес, мусоропереработку тому подобное. Поэтому этот вопрос сейчас стал трендом дискуссий, который катализировал Львов,
– пояснил Ткачук.
Децентрализация в розницу
Создание объединенных общин по своей сути – это хорошо. Потому общины становятся независимыми и финансово состоятельными. Но есть особенности, акцентировал в комментарии сайту "24" народный депутат Любомир Зубач.
Есть методика формирования объединенных общин, которая говорит, что в первую очередь объединенные общины должны формироваться вокруг городов областного значения, затем – вокруг райцентров, а дальше уже – даже просто сельские общины. Логика в том, что объединенные общины должны формироваться вокруг определенного центра притяжения, который является определенным элементом роста,
– уточнил нардеп.
Он подчеркнул – крупнейшим городом Львовской области является Львов. И он требует определенного пространственного развития, что должно быть предусмотрено перспективным планом. Зато в перспективном плане, который приняла ЛОГА, наоборот: город Львов остается в своих пределах, а поселки, в пригородной зоне, объединяются между собой, и центрами тех объединенных общин становятся населенные пункты как, например, Зубра. Все понимают, что это село находится фактически в составе города Львова. Но по перспективному плану теперь центром для Зубры будет не город Львов, а Обухов. Или Рясна-Руська – для них так же центром будет не город Львов, а Ивано-Франкове.
Это не соответствует здравому смыслу. Потому что жители тех сел во Львове работают, лечатся, учатся. А областной совет им центром определил не Львов. Фактически для тех жителей создаются лишние проблемы. Суть местного самоуправления – в предоставлении качественных услуг: образовательных, медицинских и др. Или жителям сельской зоны Львова лучшие услуги будет предоставлять Львов, или Пустомыты и Ивано-Франкове, как пример?
– задал риторический вопрос Зубач.
Получается, что децентрализация ограничивает развитие Львова. С другой стороны, мы знаем, что объединение общин декларируется как добровольное. Это так. Но в законе так же предусмотрено, что утверждается так называемый перспективный план – это видение государства, каким образом эти объединения должны выглядеть.
Если объединение не отвечает перспективному плану, тогда на это объединение не предоставляется финансовая государственная поддержка, и это общество не признается в состоянии. Поэтому перспективный план является формой государственного контроля за правильностью формирования этих планов: они сформированы не с точки зрения закона и здравого смысла, а под влиянием видения определенных олигархических сил, которые хотят на границах города Львова создать большие сельские общины, взять их под контроль через мажоритарные выборы и таким образом пытаться влиять и шантажировать город Львов,
– отметил Зубач.
Договор или закон
В "Самопомчи" предложили изменения в закон о добровольном объединении общин, введя такое понятие как "агломерация".
В закон 4772 я лично подал поправки, которые и предполагают формирование таких агломераций. Как по мне – это хорошая возможность начать этот процесс. Потому что это будет выгодно как для сел в пригородной зоне, так и для большого города,
– отметил Любомир Зубач.
По его словам, поправками к законопроекту предполагается, что села, которые войдут в агломерацию, не будут терять своего самоуправляющегося статуса. То есть, если сейчас формируется объединенная сельская община, то остается один центр, где есть староста, а другие населенные пункты растворяются – не остается ни совета, ни бюджета. В рамках агломерации они сохранят свой бюджет, причем он будет формироваться на тех же принципах, что имеют и города областного значения. И предполагается, что они продолжат исполнять свои обязанности до следующих очередных выборов. Потому что сейчас, когда формируется новая община, то фактически сразу проводятся выборы. По словам Зубача это абсурд: когда большой город присоединит одно или два села – надо сразу идти на выборы, и этот пробел в законодательстве исправляют.
Анатолий Ткачук акцентировал, что проблема на самом деле касается сотрудничества общин. И сегодня закон о сотрудничестве общин позволяет решать эти проблемы, чтобы город и объединенные общины-спутники могли между собой договориться, заключить соглашение, даже предусмотрено создание совместных органов управления.
Но поскольку мало кто читает действующее законодательство и изучает, что такое агломерация, поэтому и появились эти поправки к законопроекту 4772. За ними вводится понятие агломерации – когда вокруг городов-областных центров те общины, которые вокруг, заключают договор с советом облцентра, и вместе что-то делают, но эти малые города не распускаются. Это такая советская "матрешка", которая существовала до сих пор существует в природных городских агломерациях. Но она не решает проблему Львова,
– отметил эксперт.
Выход может быть в договороспособности, уверен Ткачук. Руководство облцентра (например, мэр Львова Андрей Садовый) должен был инициировать неформальные консультации с окружающими территориальными общинами. И в рамках закона о сотрудничестве территориальных общин можно выйти, условно, на совет большого Львова. Есть такая практика в мире, особенно в отношении крупных городов-центров. Подписываются взаимные обязательства – каким образом сосуществуют и сотрудничают субъекты, граничащие в плане распределения налогов, планировке территории, размещения крупных объектов, гипермаркетов или производств, канализации, транзитных дорог, мусоропроводов. В рамках договороспособности можно решить все вопросы.
Если же с договороспособность трудно, есть другой вариант: принимают закон, согласно которому "загоняют" в одно объединение обязательным порядком. Есть такая практика, например, во Франции. Есть Париж, 100 квадратных километров, окруженный окружной дорогой.
– отметил Ткачук.
Поэтому вопрос – принимать соответствующий закон, по которому обязать прилегающие к городу-центра населенные пункты вступить в агломерацию, или попробовать договориться. Другой вопрос – если у отдельных "заинтересованных лиц", (о которых упоминал Любомир Зубач), есть четкая задача по определенной территории и ее ресурсу, то найти компромисс будет трудно. Ведь там во главе угла не интересы общества, а собственные.
Сейчас по Львову решение облсовета еще подлежит утверждению Кабинетом министров.
Читайте также: Почему зависла реформа децентрализации