Буквально на прошлой неделе вокруг Львова, согласно перспективному плану развития и благодаря решению Львовского областного совета, создано несколько добровольных объединений общин. Они получат статус самостоятельных, с собственным бюджетом и видением дальнейшей судьбы своих территорий. Тех территорий, благодаря которым должен развиваться и Львов. И культурная столица оказалась то ли в "осаде", или без перспектив роста. Далее подобная ситуация может постичь не только Львов.

Как пояснил в комментарии сайту "24" директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук, в начале процесса добровольного объединения общин города областного значения и особенно города – областные центры выключились из него.

Им это было неинтересно. Они считали, что у них все есть. Бюджетная децентрализация дала хорошие деньги, никакого влияния администрации на них нет, прокуратура осуществляет общий надзор, поэтому они "кум королю", и плевали с большого холма на те процессы,
– отметил эксперт.

Но поселения, формируются вокруг крупных городов поясами, не только в Украине, но и в любой стране мира, имеют свою динамику именно благодаря близости к большому городу. И если большой город самоустранился от процесса, прилегающие общины решают перейти в такой же правовой статус, как и большой город, и благодаря близости к большому городу – иметь рабочие места, а благодаря людям, которые будут проживать там, и бюджетной системе – иметь ресурс, чтобы свои города развивать.

Поэтому вокруг крупных городов небольшие городки или поселки становились активными катализаторами объединенных общин, оттесняют большой город от остальной территории региона. И когда этот процесс стал свершившимся фактом, вдруг те города спохватились: мы отрезаны, нам не, куда развиваться, негде размещать бизнес, мусоропереработку тому подобное. Поэтому этот вопрос сейчас стал трендом дискуссий, который катализировал Львов,
– пояснил Ткачук.

Децентрализация в розницу

Создание объединенных общин по своей сути это хорошо. Потому общины становятся независимыми и финансово состоятельными. Но есть особенности, акцентировал в комментарии сайту "24" народный депутат Любомир Зубач.

Есть методика формирования объединенных общин, которая говорит, что в первую очередь объединенные общины должны формироваться вокруг городов областного значения, затем вокруг райцентров, а дальше уже даже просто сельские общины. Логика в том, что объединенные общины должны формироваться вокруг определенного центра притяжения, который является определенным элементом роста,
уточнил нардеп.

Он подчеркнул крупнейшим городом Львовской области является Львов. И он требует определенного пространственного развития, что должно быть предусмотрено перспективным планом. Зато в перспективном плане, который приняла ЛОГА, наоборот: город Львов остается в своих пределах, а поселки, в пригородной зоне, объединяются между собой, и центрами тех объединенных общин становятся населенные пункты как, например, Зубра. Все понимают, что это село находится фактически в составе города Львова. Но по перспективному плану теперь центром для Зубры будет не город Львов, а Обухов. Или Рясна-Руська для них так же центром будет не город Львов, а Ивано-Франкове.

Это не соответствует здравому смыслу. Потому что жители тех сел во Львове работают, лечатся, учатся. А областной совет им центром определил не Львов. Фактически для тех жителей создаются лишние проблемы. Суть местного самоуправления в предоставлении качественных услуг: образовательных, медицинских и др. Или жителям сельской зоны Львова лучшие услуги будет предоставлять Львов, или Пустомыты и Ивано-Франкове, как пример?
задал риторический вопрос Зубач.

Получается, что децентрализация ограничивает развитие Львова. С другой стороны, мы знаем, что объединение общин декларируется как добровольное. Это так. Но в законе так же предусмотрено, что утверждается так называемый перспективный план это видение государства, каким образом эти объединения должны выглядеть.

Если объединение не отвечает перспективному плану, тогда на это объединение не предоставляется финансовая государственная поддержка, и это общество не признается в состоянии. Поэтому перспективный план является формой государственного контроля за правильностью формирования этих планов: они сформированы не с точки зрения закона и здравого смысла, а под влиянием видения определенных олигархических сил, которые хотят на границах города Львова создать большие сельские общины, взять их под контроль через мажоритарные выборы и таким образом пытаться влиять и шантажировать город Львов,
отметил Зубач.

Договор или закон

В "Самопомчи" предложили изменения в закон о добровольном объединении общин, введя такое понятие как "агломерация".

В закон 4772 я лично подал поправки, которые и предполагают формирование таких агломераций. Как по мне это хорошая возможность начать этот процесс. Потому что это будет выгодно как для сел в пригородной зоне, так и для большого города,
отметил Любомир Зубач.

По его словам, поправками к законопроекту предполагается, что села, которые войдут в агломерацию, не будут терять своего самоуправляющегося статуса. То есть, если сейчас формируется объединенная сельская община, то остается один центр, где есть староста, а другие населенные пункты растворяются не остается ни совета, ни бюджета. В рамках агломерации они сохранят свой бюджет, причем он будет формироваться на тех же принципах, что имеют и города областного значения. И предполагается, что они продолжат исполнять свои обязанности до следующих очередных выборов. Потому что сейчас, когда формируется новая община, то фактически сразу проводятся выборы. По словам Зубача это абсурд: когда большой город присоединит одно или два села надо сразу идти на выборы, и этот пробел в законодательстве исправляют.

Анатолий Ткачук акцентировал, что проблема на самом деле касается сотрудничества общин. И сегодня закон о сотрудничестве общин позволяет решать эти проблемы, чтобы город и объединенные общины-спутники могли между собой договориться, заключить соглашение, даже предусмотрено создание совместных органов управления.

Но поскольку мало кто читает действующее законодательство и изучает, что такое агломерация, поэтому и появились эти поправки к законопроекту 4772. За ними вводится понятие агломерации когда вокруг городов-областных центров те общины, которые вокруг, заключают договор с советом облцентра, и вместе что-то делают, но эти малые города не распускаются. Это такая советская "матрешка", которая существовала до сих пор существует в природных городских агломерациях. Но она не решает проблему Львова,
отметил эксперт.

Выход может быть в договороспособности, уверен Ткачук. Руководство облцентра (например, мэр Львова Андрей Садовый) должен был инициировать неформальные консультации с окружающими территориальными общинами. И в рамках закона о сотрудничестве территориальных общин можно выйти, условно, на совет большого Львова. Есть такая практика в мире, особенно в отношении крупных городов-центров. Подписываются взаимные обязательства каким образом сосуществуют и сотрудничают субъекты, граничащие в плане распределения налогов, планировке территории, размещения крупных объектов, гипермаркетов или производств, канализации, транзитных дорог, мусоропроводов. В рамках договороспособности можно решить все вопросы.

Если же с договороспособность трудно, есть другой вариант: принимают закон, согласно которому "загоняют" в одно объединение обязательным порядком. Есть такая практика, например, во Франции. Есть Париж, 100 квадратных километров, окруженный окружной дорогой.
отметил Ткачук.

Поэтому вопрос принимать соответствующий закон, по которому обязать прилегающие к городу-центра населенные пункты вступить в агломерацию, или попробовать договориться. Другой вопрос если у отдельных "заинтересованных лиц", (о которых упоминал Любомир Зубач), есть четкая задача по определенной территории и ее ресурсу, то найти компромисс будет трудно. Ведь там во главе угла не интересы общества, а собственные.

Сейчас по Львову решение облсовета еще подлежит утверждению Кабинетом министров.

Читайте также: Почему зависла реформа децентрализации