"Укрзализныця": "победы" и "зрады" Войцеха Бальчуна

14 ноября 2016, 20:01
Читати новину українською

Неожиданно зимняя погода не добавила плюсов к карме "Укрзализныци" – сегодня от графика отстали около 30 поездов. Вместе с тем на днях исполнится полгода, как главой ведомства назначен Войцех Бальчун. Что изменилось за время его руководства на украинской железной дороге – исследовали журналисты сайта "24".

Топ-менеджер и музыкант

Украинское общество сначала ошеломила весть, что Бальчун, кроме того, что высококлассный специалист-управленец, еще и рок-музыкант, гитарист польской группы Chemia. Откровенные видеоклипы и безумные концерты заставляли осторожно воспринимать его как руководителя. Но конфликта между различными интересами руководителя УЗ не произошло – как и раньше, он успешно сочетал их. В частности, за весну и лето 2016 года Chemia успела сыграть концерт в Киеве, еще второй в Польше. Правда, на международный фестиваль Respublica в Каменце-Подольском музыканты так и не доехали.

Но нас больше интересует не музыкальная карьера господина Бальчуна, а железнодорожная. Итак, каких положительных изменений за последние полгода претерпела УЗ?

Новые поезда

В июле железнодорожники запустили новый комфортный двухэтажный поезд сообщением Харьков – Геническ. Так же в июле начал курсировать ежедневный поезд класса "Интерсити" сообщением Киев - Николаев – Херсон.

В сентябре ОЖД запустила пригородный поезд Помошная – Котовск.

В сентябре в УЗ анонсировали запуск еще трех скоростных поездов Харьков – Львов, Дарница – Тернополь – Львов, и Киев – Запорожье.

В октябре ежедневным сделали также поезд Одесса – Константиновка, а в ноябре запустили поезд сообщением Киев – Кременчуг. Кроме того, с 4 ноября запустили двухэтажный поезд Skoda, который соединит Харьков, Полтаву, Киев и Винницу.

Цены и билеты

Информации про заоблачное подорожание стоимости проезда в поездах, которое анонсировали отдельные сторонники "зрады", пока нет.

Впрочем, с 12 сентября стоимость перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения возросла, в частности, на Львовской железной дороге (с 6 до 29 грн в зависимости от дальности поездки). Такое повышение в УЗ объяснили ростом расходов на горюче-смазочные материалы и общим подорожанием процесса обслуживания, ремонта и эксплуатации подвижного состава.

Только за август 2016 года доходы от перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории семи областей, которые охватывает Львовская железная дорога, составили 7,496 миллиона гривен, в то время как эксплуатационные расходы составляют 102,131 миллиона. Таким образом, только за один месяц убытки составляют почти 92 миллиона гривен, по крайней мере, так указано на сайте "Укрализныци".

УЗ также изменила условия бронирования билетов и отменила четыре вида брони: более жесткие условия выкупа мест установили для организованных групп пассажиров, определили ограниченное количество мест для государственных учреждений и организаций. Это позволило перевести в свободную продажу около 3900 мест в сутки.

По наблюдениям самой "Укрзализныци", значительно увеличилось количество пассажиров, которые предпочитают онлайн-покупку билетов. Войцех Балчун анонсировал запуск мобильной версии сайта по продаже билетов и дальнейшее внедрение мобильного приложения.

Антикоррупция и Бальчун

В июле в "Укрзализныце" презентовали грандиозный "план изменений", главная идея которого – борьба с коррупцией. Глава УЗ в эфире украинского телевидения назвал коррупционные схемы основным препятствием реформирования железной дороги.

У нас есть проблема с закупкой запчастей для локомотивов, других запчастей. Мы сейчас не можем даже нормально закупить листовое железо для железной дороги. Мы будем модернизировать и пассажирский, и подвижный состав,
– сказал Бальчун.

В августе, не проработав в должности и трех месяцев, Бальчун попал на страницы украинской печати с нелестными оценками и целым списком скандалов, где фигурировало название "Укрзализныця". Чуть позже господин Бальчун признал, что проблема коррупции в "Укрзализныце" гораздо более угрожающая, чем он представлял.

Скандалы и слухи об отставке

В октябре этого года Служба безопасности Украины рассказала детали многомиллионного коррупционного механизма, который создали в "Укрзализныце" во время закупок продукции для нужд предприятия. По данным СБУ коррупционную схему создали восемь лет назад чиновники технических департаментов и отдельных предприятий "Укрзализныци": обеспечивали заключения контрактов на поставку кабельно-проводниковой продукции с определенными коммерческими структурами, в том числе российскими.

Через неделю глава Офиса крупных плательщиков ГФС Евгений Бамбизов заявил, что ПАО "Укрзализныця" уклонилась от уплаты налогов на сумму почти 2 миллиарда гривен.

Правда, в УЗ сразу отреагировали на это заявление опровержением. Однако, в начале ноября в отдельных СМИ распространились слухи о якобы отставке Бальчуна. Глава "Укрзализныци" их сразу же опроверг.

Я не ухожу в отставку! Немало тех, кто хочет этого. Но слишком много надо сделать для Украины, чтобы я мог позволить себе эту слабость!
– написал он на своей странице в Фейсбук.

Действительно, выглядит так, что до реальных изменений, заметных и невооруженным глазом, у"Укрзализныци" еще немало работы. Однако старт, каким бы он ни был, есть.