Почему гражданские суды не могут судить военных?

Мы собственной жизнью и кровью защищаем гражданских и наше государство. Об этом пишет Святослав Паламар, информирует 24 Канал.

Читайте также В Раде хотят вернуть уголовную ответственность за СЗЧ: законопроект прошел первое чтение

Во время войны гражданские суды не могут и не имеют права судить военных, потому что наш опыт и реалии кардинально отличается от гражданской жизни и от гражданского права. Ни один, даже самый качественный учебник не даст юристу полноценное понимание ситуации, в которой действует военный. В этой ситуации много неопределенности и вещей, которые может правильно понять только военный.

Мы ежедневно выполняем приказ и готовы отдать жизнь за Украину. Но мы также вынуждены делать то, что в мирной жизни запрещено законом. По Конституции мы обязаны защищать Родину, на поле боя не обсуждать приказ, а без суда и следствия – ликвидировать, убивать врага. Это колоссальное психологическое давление. Солдат может оступиться, и тогда его ждет жесткое наказание по уставам и законам. Так всегда было, есть и будет в любой армии во всем цивилизованном мире.

Впрочем, военная юстиция – это не о наказании, а об объективности, справедливости, понимании и защите каждого солдата и армии в условиях войны. Это, в частности, возможность быть оцененным объективно в кризисной ситуации, где честь и достоинство военного зависят от решения суда или прокуратуры.

Для многих военных эта возможность действительно потенциально способна спасти их от несправедливости и неадекватности, от системы, построенной неизвестно когда по неизвестно каким правилам.

В Израиле для каждого, кто защищает государство, действует одно правило – государство заботится, защищает и гарантирует справедливость каждому воину от призыва и до обелиска (в случае смерти на войне). В Израиле государство предоставляет правовую защиту военным бесплатно.

  • Там есть военные адвокаты – люди в погонах и с воинскими званиями.

  • Прокурор, обвиняющий военного, сам является военным и при необходимости с оружием в руках тоже выполняет обязанность по защите государства.

  • Судья военного суда в Израиле тоже носит погоны и тоже является военным, как по статусу, так и по опыту.

Благодаря существованию системы военной юстиции каждый израильский солдат, сержант и офицер признает справедливость правосудия в случае, если они оступились и нарушили военный закон. Именно поэтому израильские воины доверяют своему государству. Возможно, именно поэтому там нет СЗЧ?

По моему мнению, нам была бы нужна такая же система военной юстиции, как в Израиле. Ниже опишу ее смысл более подробно.

Какая система военной юстиции есть в Израиле?

Органы военного правопорядка Израиля предусматривают три основных компонента:

  • Корпус военного адвоката генерального (Military Advocate General's Corps, MAG),

  • Уголовно-следственное подразделение военной полиции (Military Police Criminal Investigation Division, MPCID),

  • военные суды (трибуналы).

Корпус военного адвоката генерального (MAG Corps) – это орган, ответственный за обеспечение законности в армии. Он осуществляет уголовное преследование военнослужащих, представляет обвинение в военных судах, а также предоставляет правовые советы командованию по всем вопросам военного и международного права.

Главу MAG Corps (Военного адвоката генерального) назначает министр обороны, и по закону он "не подчиняется никакой власти, кроме как закону". Это гарантирует независимость военных юристов от стороннего командования: все военные прокуроры и юридические советники подчинены только по своей профессиональной линии командования в рамках MAG Corps и не зависят от строевых командиров.

Начиная с 2007 года, в MAG Corps были разграничены функции правового консультирования и уголовного преследования, во избежание конфликта интересов: военные прокуроры больше не дают советов тем командным структурам, действия которых могут расследовать.

В состав MAG Corps также входит отдельное подразделение Военной защиты (Military Defense) – это корпус военных адвокатов-защитников, которые бесплатно и за счет государства оказывают правовую помощь и защиту любому солдату или офицеру, в отношении которого ведется расследование или судебный процесс. Военные защитники независимы от прокуратуры и действуют исключительно в интересах подзащитного, не подчиняясь никому, кроме своего непосредственного руководителя в структуре защиты.

Расследование преступлений в армии проводит Уголовно-следственное подразделение военной полиции (MPCID), организационно принадлежащее к военной полиции ЦАХАЛа. MPCID является главным следственным органом, который собирает доказательства и ведет следствие по делам о правонарушениях военнослужащих. Статус MPCID подобен статусу MAG Corps – следователи военной полиции имеют полную профессиональную независимость и не подчиняются командирам вне системы военной юстиции.

Обратите внимание "Мы сильные": военный "Калина" назвал основные преимущества украинской армии на поле боя

Внутри MPCID создано специализированное Национальное подразделение по операционным правонарушениям, следователи которого проходят дополнительную подготовку (в частности, изучают нормы международного гуманитарного права, методы реконструкции боевых эпизодов и т.д.) для расследования возможных преступлений, совершенных во время боевых операций. Если расследование касается вреда населению, следователи работают при поддержке переводчиков и гражданских представителей.

В Израиле есть система постоянно действующих военных судов, которые рассматривают уголовные дела в отношении военнослужащих. В эту систему входят региональные военные суды первой инстанции (действуют по территориальному принципу или при военных округах) и Военный апелляционный суд. Во главе системы стоит президент военного апелляционного суда в звании генерал-майора.

Состав суда по каждому делу формируется смешанно. В коллегию могут входить как профессиональные судьи-юристы в воинских званиях, так и офицеры-неюристы (обычно из боевых частей). При этом офицеры не должны быть из одного подразделения с подсудимым и не могут касаться дела.

Закон гарантирует, что в каждой коллегии судей должен быть по крайней мере один профессиональный судья-юрист, а в апелляционных делах большинство состава вообще должны составлять профессиональные судьи.

Военные судьи назначаются независимой комиссией и при осуществлении правосудия являются полностью независимыми. Согласно закону о военной юстиции, "в судебных вопросах военный судья не подчиняется никому, кроме закона, и не подчиняется никоим образом своим командирам".

Никаких гражданских судов для военных, военные эксперты при рассмотрении дел, доверие самих солдат и офицеров к системе, бесплатная государственная военная защита и гарантия справедливости для тех, кто выполняет воинский долг. Так работает военная юстиция в Израиле. Это государственная система защиты прав воинов, справедливости и военного закона, в которой военный не будет за свой счет нанимать адвоката.

И это важно и для нас также. Дел по военным – тысячи. Какой опыт имеют судьи и прокуроры, что их будут рассматривать? Ведь им надо понимать ситуацию на поле боя, чтобы толковать и выносить приговоры. Человек без опыта, даже пусть и с тремя юридическими образованиями, вряд ли сможет быть здесь объективным специалистом по военному, который выполнял свой долг.

В Украине должна быть собственная система военной юстиции. Не завтра, не после победы – а уже сегодня. Чтобы потом поздно не было. Только так мы сохраним доверие военных к государству и силу нашей армии.