В поисках идеального фискала

8 апреля 2015, 13:33
Читати новину українською

Кабмин так и не подобрал к обещанному сроку кандидатуру на пост председателя ГФС. Однако, несмотря на то, что служба остается обезглавленной, финансовый коллапс ей не грозит.

Отлаженные предыдущим руководством механизмы позволят ГФС еще некоторое время работать по инерции, обеспечивая стабильные поступления в казну. А вот реализация обещанных бизнесу налоговых реформ зависит от того, кто станет у руля службы.

Налоговая ставит рекорды

Комиссия Минфина не смогла определиться с кандидатурой нового председателя ГФС в поставленные премьером Яценюком сроки. Итоговое рассмотрение заявок от претендентов перенесено с шестого на 23 апреля.

Проволочки с выбором победителя вполне объяснимы. Председатель ГФС должен быть не только высококлассным профессионалом, но и устраивать Президента Украины, главу Правительства и, конечно же, министра финансов Наталью Яресько.

Пока в высших эшелонах власти подбирают компромиссную фигуру, ГФС, несмотря на сложные экономические и политические процессы, происходящие в стране, а также — на внутриведомственные пертурбации, продолжает обеспечивать бесперебойные поступления в казну.

"Безусловно, нет ничего хорошего в том, что назначение руководителя такого важного ведомства снова откладывается, — говорит г-н Карасев. — Однако ситуацию спасает то, что его предыдущий руководитель Игорь Билоус настроил работу так, что ГФС еще какое-то время по инерции сможет демонстрировать положительные показатели в работе — наполнять государственный бюджет, содействовать развитию бизнеса и др. Стабильная платформа, созданная экс-председателем фискальной службы на фоне экономического спада в стране в целом — хорошее "наследство" для нового руководителя фискальной службы, кто бы им ни стал".

За I квартал текущего года ГФС собрала в общий фонд Госбюджета 105,4 млрд грн., что на 55,4% больше, чем за аналогичный период 2014 г. А в марте был достигнут рекордный показатель за все годы независимости Украины — почти 47 млрд грн.

Положительная динамика была достигнута отнюдь не за счет усиления давления на бизнес. Наоборот, число аудиторских проверок сократилось. Дополнительные средства удалось собрать, благодаря разрушению теневых схем и оптимизации администрирования налогов. В марте ряд крупных компаний — "Филипп Моррис Украина" и "АрселорМиттал Кривой Рог" — направили г-ну Яценюку письма, в которых сообщается об улучшении отношений с руководством ГФС.

Реформы запущены

Для дальнейшего развития страны важны системные реформы ГФС, начало которым уже положено. 17 января в силу вступил закон, дающий налогоплательщикам 90 дней на то, чтобы добровольно подать уточняющий расчет обязательств по налогу на прибыль и НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 г. Из недоплаченной в казну суммы требуется отдать только 5%, тогда как большая часть ранее сокрытого налога будет прощена. Новация подверглась критике.

"При проведении внеплановой проверки, которая следует за подачей заявления о налоговом компромиссе, контролеры выявляют большие суммы недоплат, нежели были заявлены плательщиком", — рассказывает директор АК "Прайм" Татьяна Кузьмич.

Однако, несмотря на недочеты, эксперимент уже принес первые результаты: в январе-марте в ГФС было подано более 3,2 тыс. заявлений от желающих достигнуть налогового компромисса, а в бюджет поступило почти 262 млн грн.

В конце прошлого года были приняты законодательные изменения по сокращению количества налогов в два раза — до 11. Правда, согласно результатам опроса, проведенного Европейской бизнес ассоциацией, большинство экспертов негативно восприняли нововведения. По их оценке, можно говорить не об уменьшении, а о группировке некоторых налогов. Насколько эффективна эта мера, покажут итоги первой половины 2015 г.

С 1 июля должна заработать система электронного администрирования налогов, которую уже протестировали в ГФС. Предполагается, что с ее помощью можно будет бороться с "теневым налом". Если удастся разрушить нелегальные схемы, то бюджет сможет дополнительно получать порядка 70 млрд. грн. в год.

Сломать годами строившуюся коррупционную налоговую систему непросто. Но начало либерализации уже положено. Теперь от нового руководства ГФС будет зависеть, насколько успешными окажутся реформы.