Владимир Петренко, владелец UPG: "После 24 февраля мы фактически отстроили бизнес с нуля"
Группа компаний UPG выстраивает совершенно новую систему поставок нефтепродуктов в Украину, которая предусматривает полную ориентацию на Европу, использование собственных терминалов и транспорта. Благодаря этому наше государство будет бесперебойно обеспечено качественным топливом по минимальным ценам.
О том, как удалось на высококонкурентном рынке нефтепродуктов во время войны и потерь нефтебаз и заправок создать новую систему поставок, 24 Канал узнал у Владимира Петренко – основателя и владельца группы компаний UPG.
К теме Владимир Петренко, владелец UPG: сбоев в поставках нефтепродуктов не будет
После 24 февраля украинский бизнес столкнулся со многими вызовами и сложностями. Владимир, какие потери от полномасштабного вторжения России на территорию Украины были у национальной сети АЗК UPG?
Фактически мы потеряли бизнес. Ведь до войны наши нефтебазы размещались возле белорусской границы, в Житомирской области. Так что горючее с Мозырского нефтеперерабатывающего завода было на наших заправках всего в течение полутора суток. Кроме того, у нас было пять АЗК, работавших под брендом Белорусской нефтяной компании согласно лицензионным договорам, которые обеспечивали нам бесперебойную поставку топлива даже во время плановых регламентных остановок нефтеперерабатывающего завода.
Но как только Россия и Беларусь вероломно напали на Украину, мы решили полностью отказаться от их нефтепродуктов и прекратили какие-либо отношения со странами-агрессорами. Поэтому начали кардинально перестраивать пути поставок, по сути отстроив бизнес с нуля.
Что касается утраченного имущества: полностью разрушен терминал, три АЗК остались на временно оккупированных территориях в Запорожской области, еще три в Киевской области были значительно повреждены, но уже отстроены. К счастью, люди не пострадали.
Что касается заправок под белорусским брендом, то в первый день войны мы разбили стелы с их брендом кувалдами и сразу же перешли на свой бренд.
Сейчас все автозаправки в сети брендированы торговой маркой UPG / Фото UPG
Говорили, что доля сети АЗК UPG принадлежала белорусам.
Нет, это абсолютная ложь. И это просто проверить в государственных базах данных. Группа компаний UPG – это семейный бизнес, принадлежащий с 2003 года мне и моей семье. Никаких иностранных владельцев, а тем более из Беларуси, у нас не было и нет. К сожалению, после подписания соглашения на приобретение морского терминала в Польше мы подверглись мощной информационной атаке, направленной на уничтожение репутации компании. Нас обвиняли в связях с подсанкционными лицами, что, по-моему, уже просто слишком.
Распространение такой ложной информации мы расцениваем как элемент жесткой конкурентной борьбы, цель которой – подорвать доверие к бренду UPG.
Раньше мы продавали горючее белорусских заводов. Ведь наши нефтебазы расположены возле белорусской границы, что делало логистику наиболее выгодной.
Однако с началом полномасштабного вторжения целесообразность бизнеса потеряла свой вес – мы принципиально полностью отказались от белорусских нефтепродуктов и перешли исключительно на европейское топливо. С начала агрессии в 2014 году и оккупации АР Крым и отдельных территорий Донецкой и Луганской областей компанией не было закуплено и реализовано ни одной тонны и российских нефтепродуктов.
Во время войны перевозка нефтепродуктов по железной дороге существенно снизилась, однако UPG использует и этот вид транспорта / Фото UPG
Как быстро удалось переориентироваться на европейских поставщиков?
В условиях стресса мы начали максимально быстро перестраивать бизнес. Я прожил в дороге практически два месяца, проводя переговоры с возможными партнерами в восьми странах ЕС. Поэтому уже через четыре недели после начала вторжения наши бензовозы начали доставлять на украинские АЗК национальной сети UPG горючее из Румынии. Позже – и из других европейских стран.
Поставляемое нами топливо – производства таких мировых брендов, как Royal Dutch Shell, Total Energies SE, Neste Oyj, Hellenic Petroleum, Rompetrol. Должен также отметить, что без поддержки рынка нефтепродуктов со стороны государства мы не смогли бы так быстро наладить все бизнес-процессы. Правительство и президент дали всем операторам украинского нефтерынка зеленый свет по всем направлениям, их помощь была и остается очень существенной.
Читайте также Кофе, приобретенный на АЗК UPG, помогает тем, кто пострадал от войны.
Почему решили купить морской терминал перевалки нефтепродуктов в Польше?
Главная задача, которую решает собственная перевалка горючего, – бесперебойность поставок. И у нас, и в Европе существует сезонность спроса на нефтепродукты. Так что даже если перебоев с поставками нет, логистика в это время существенно перегружена. А поскольку каждая страна в пиковый период заинтересована обеспечить собственных потребителей, потребности украинцев становятся второстепенными.
Приобретя перевалочные мощности с моря на железную дорогу и автотранспорт, мы получили возможность бесперебойных поставок в Украину независимо от сезонности и изменений спроса на рынке.
О каких объемах идет речь?
Морской терминал в городе Свиноуйсьце может принимать танкеры грузоподъемностью до 40 тысяч тонн и переваливать до 300 тысяч тонн в месяц. Речной в Щецине имеет мощность до 200 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц. Сейчас мы строим железнодорожные пути, что позволит увеличить его пропускную способность еще на 50 тысяч тонн в месяц. То есть общий объем, который мы сможем перегружать, составит 550 тысяч тонн. Это насытит светлыми нефтепродуктами не только украинский, но и польский рынок.
То есть вы переориентировали поставки из Беларуси на Польшу?
Да. Польша станет нашим основным поставщиком, однако в нашем пуле есть другие европейские производители.
В настоящее время мы перевозим горючее как в собственных железнодорожных цистернах, так и бензовозах, парк которых насчитывает более 400 автомобилей.
Объемы поставок нефтепродуктов в Украину в марте – декабре 2022 года / Инфографика 24 Канала
Именно поэтому на ваших заправках более низкие цены, чем у конкурентов?
Стоимость горючего на заправках в первую очередь зависит от котировок на мировых биржах и курса национальной валюты. Но если по этим показателям у крупнейших игроков украинского рынка схожие условия, то дальше на стоимость влияет логистика. И именно потому, что мы выстроили собственные логистические цепочки, мы можем предложить нашим клиентам более выгодную цену.
Все эти объемы горючего будете реализовывать в одной национальной сети АЗК UPG?
Сеть UPG насчитывает 80 АЗК в 19 областях страны, она не самая большая среди конкурентов. Сейчас по объему потребления мы вышли на довоенный уровень. Но наш новый путь поставки светлых нефтепродуктов предполагает их продажу на украинском рынке. По объемам ввоза горючего в Украину мы занимаем вторую позицию среди основных операторов рынка.
Сегодня мы – достаточно сильный игрок на отечественном оптовом рынке. И планируем развивать это направление и дальше, увеличивая объемы продаж. Речь идет о конечных потребителях, производителях, перевозчиках, аграриях и т.д.
С объемами понятно, а как насчет качества нефтепродуктов?
Обеспечение стабильного качества поступающих в Украину нефтепродуктов – еще одна цель покупки терминала в Польше и построения собственной логистики. Еще на этапе перевалки нефтепродуктов из танкеров мы анализируем их по заявленным характеристикам, предоставленным производителями, в независимой лаборатории. А уже в Украине нефтепродукты проверяют эксперты нашей лаборатории. Поэтому все топливо, реализуемое нами в сети АЗК UPG и поставляемое на оптовый рынок, европейского качества и соответствует стандарту Евро-5. Это не рекламный ход, а наш эталон работы.
На АЗК UPG сегодня представлен весь ассортимент светлых нефтепродуктов, который был и до войны – обычный 95-й бензин, премиальный upg95 с повышенным октановым числом, бензин для высокофорсированных двигателей upg100 и два вида дизтоплива – обычное и арктическое, которое не замерзает. И все эти виды горючего, включая автогаз – наивысшего качества.
С 5 февраля 2023 года в Европе заработали санкции на закупку российских нефтепродуктов. Это приведет к повышению цен на украинских заправках?
Уверяю вас, что цены на украинских заправках будут снижаться. Даже несмотря на введение санкций на российскую нефть. Ведь об этом запрете было известно заранее, и европейские операторы рынка успели переориентироваться на нефть из других стран. Они уже диверсифицировали поставки нефти и нефтепродуктов, поэтому сбоев в снабжении не будет, в частности, и в Украину. Котировки нефти на мировом рынке снижаются.
Стоимость светлых нефтепродуктов в Украине уменьшается как в оптовых поставках, так и в рознице. Сейчас на рынке наблюдается переизбыток светлых нефтепродуктов. Ведь много горючего завозится небольшими компаниями, хранения практически нет. Конкуренция огромна, что приводит к понижению цен для потребителей.
Наличие собственного терминала, железнодорожных вагонов и крупнейшего в Украине автопарка бензовозов позволяет UPG ощутимо оптимизировать свои логистические затраты и дает нам существенное конкурентное преимущество. Следовательно, мы можем предложить одну из самых низких цен на рынке. Поэтому я уверен, что с учетом сегодняшнего курса национальной валюты и налоговой нагрузки наши клиенты смогут заправлять свои автомобили бензином и дизелем по еще более лояльным ценам.