Вмешательство государства в отношения производителей и ритейла приведет к дефициту товаров, – СМИ

3 мая 2023, 13:00
Читати новину українською
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Источник:

Delo.ua

Административное вмешательство государства в отношения между продавцами и производителями пищевых продуктов приведет к их дефициту и появлению черного рынка с неконтролируемыми ценами.

Журналисты Delo.ua проанализировали дискуссию между ритейлом и производителями продовольствия. Розничные торговцы поддерживают рыночное саморегулирование, а производители – за законодательные ограничения.

К теме  Яйца подешевеют, а овощи станут еще дороже: чего ждать от цен в мае

"Представители ритейла добровольно обязались поддержать производителей базовых продуктов первой необходимости – зафиксировали отраслевым меморандумом широкий перечень товаров отечественного производства, срок расчетов за которые не может превышать 30 дней. Но и такой подход рыночного саморегулирования ряд ассоциаций производителей не устраивает. Они настаивают. на административном вмешательстве государства. Будет ли это хорошо?" – пишут журналисты.

В случае принятия закона условия взаимодействия торговцев с поставщиками и производителями лишатся гибкости: новые товары и бренды не смогут заходить в сети на лояльных стартовых условиях, закон искусственно установит единые условия для малого локального поставщика и крупного национального или международного производителя. В конце концов закон не может учесть особенности бизнес-моделей операторов рынка и динамические изменения их операционной среды.

Именно благодаря гибкости отношений в системе "торговец – производитель – поставщик" Украина прошла острейшую фазу войны и зимних блекаутов без дефицита продуктов, полки были обеспечены достаточным количеством товаров,
– подчеркивают журналисты.

Они также предупреждают, что административное или законодательное вмешательство государства приведет к хаосу, дефициту продуктов и появлению черного рынка с неконтролируемыми ценами.

Именно поэтому для учета интересов покупателей и отечественных производителей на период военного времени представители крупнейших розничных торговых сетей Украины, среди которых "Сильпо", "Ашан", Novus, "АТБ", Varus и "Коло", зафиксировали отраслевой стандарт: меморандум устанавливает сроки расчетов с поставщиками базовых продуктов отечественного производства не более 30 календарных дней. Это свидетельствует о готовности сетей брать дополнительные обязательства по поддержанию экономики государства и продовольственной безопасности, а также о пересмотре условий сотрудничества с поставщиками во время сложного военного периода в стране. Глава Комитета парламента по вопросам финансов Даниил Гетманцев приветствует саморегулирование в отрасли и компромисс без регуляторного вмешательства государства.

Ассоциации производителей недовольны и требуют принятия специального закона. К примеру, объединение "Укрпищепром" считает, что регулирование должно распространяться не только на базовые продукты, но даже на те, без которых голод людям не угрожает. Таких проектов законов в парламенте уже наклонено пол десятка, и каждый не отвечает европейским нормам. Кроме того, ассоциации производителей жалуются на ритейлеров, которые не обращались к ассоциациям при разработке документа.

На это ритейлеры закономерно отвечают: не все несколько тысяч производителей – поставщиков сетей являются членами ассоциаций, поэтому заключение меморандума между ассоциациями или объединениями стало бы искусственным барьером для компаний, не входящих в их состав.

К тому же ни одна из ассоциаций производителей не взяла на себя обязательства сдерживать цены или как-то иначе стабилизировать рынок продтоваров.

Несмотря на распространенные предубеждения, что именно магазины повышают цены, это не так, поскольку часто ритейл является сдерживающим звеном роста цен, на что периодически жалуются некоторые поставщики (например, если ритейл не так часто принимает повышение цен от поставщиков, как просят последние). Любое углубление вмешательства государства в хозяйственные отношения не окажет положительного влияния ни для участников рынка, ни для потребителей,
– уточняют в Ассоциации ритейлеров.

При этом для розничного рынка государство уже установило 10% розничную надбавку на социальные товары, хотя в течение 2022 года отпускные цены на пищевые продукты значительно повысили именно производители.