Военное положение: о целесообразности и предостережении введения особого режима
После нового витка военного обострения у Авдеевки все чаще звучат мнения о необходимости введения военного положения. Что будет означать для украинцев введение военного положения и целесообразно ли через три года после начала российской агрессии принимать такое решение, разбирались журналисты сайта "24".
АТО вместо войны, пиар политиков и осторожность власти
О введении военного положения в Украине разговор зашел сразу после аннексии Россией Крыма и оккупации части Донбасса. Однако тогда новая власть Украины явно не была готова к такому радикальному шагу. Кроме того, официальный Киев не подозревал, что "старший брат" развернет настоящую войну против Украины. Петр Порошенко объявил о начале антитеррористической операции, которая по всем военным канонам должна была длиться около недели.
Потом были Минские соглашения, выполнение которых должно было привести к решению конфликта на востоке Украины. Однако прошло почти три года, АТО давно де-факто стало войной, а недавняя эскалация военных действий возле Авдеевки еще раз подчеркнула, что российский агрессор вовсе не собирается выполнять Минские соглашения. Наоборот, Кремль использует эти договоренности для расшатывания ситуации в Украине и дальнейшего ослабления нашего государства.
Минские соглашения способствовали укреплению ВСУ, но не остановили агрессора
Но официальный Киев, хотя имеет многочисленные доказательства того, что с Украиной воюет регулярная российская армия, до сих пор избегает решения относительно того, чтобы назвать вещи своими именами. То есть объявить Россию военным агрессором, а войну назвать войной. В таком случае придется вводить военное положение в государстве, но по каким-то причинам власть не хочет этого делать. Возможно, это связано с опасением вызвать недовольство среди населения, что снизит рейтинги представителей власти, в первую очередь, президента Петра Порошенко.
Обострение в районе Авдеевки поставило на повестку дня вопрос путей решения конфликта на Донбассе. В частности, введение военного положения. За эту тему сразу живо ухватилась лидер ВО "Батькивщина" Юлия Тимошенко, которая стала требовать от Порошенко введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. Хотя призывы Тимошенко эксперты считают очередным пиаром на случай досрочных парламентских выборов. По словам директора аналитического центра "Политика" Николая Давидюка, это не более, чем политическая манипуляция с целью заработать дополнительные электоральные баллы.
Юлия Тимошенко пытается конвертировать в свой рейтинг во все, в частности, даже фантомные встречи с Дональдом Трампом. В свое время в 2014 году она "создавала" добровольческие батальоны для войны. Возникает вопрос: где сейчас эти батальоны? Закончились парламентские выборы, а вместе с ними и "батальоны". Начинается возможная избирательная осенняя фаза, и Тимошенко начинает говорить о военном положении. Лидер ВО "Батькивщина" – это такой создатель фейков,
– говорит Давидюк.
В то же время представители власти очень осторожно высказываются на эту тему. Министр иностранных дел Павел Климкин не исключает в случае значительного ухудшения ситуации введение военного положения. Однако отмечает, что отдельные страны могут находиться в состоянии войны, но военное положение может быть не введено.
Состояние войны, введение военного положения, российская агрессия – это разные понятия. Российская агрессия уже является вопросом гораздо большим, чем война, поскольку российская агрессия ведется не только военными средствами, но и всеми другими: и военными, и гибридными,
– добавил министр.
Спикер парламента Андрей Парубий заявил: если соответствующее решение примет СНБО, то Верховная Рада его поддержит. При этом он отметил, что это сложное решение, которое меняет систему управления всей системы власти в Украине.
Мобилизация, контроль информации и частичное ограничение гражданских прав и свобод
Действующий закон "О правовом режиме военного положения" определяет основные его параметры и вводится в действие в случае вооруженной агрессии против Украины или нападения на нее, опасности независимости и территориальной целостности государства. Фактически, все это и происходит в Украине уже в течение трех лет.
Также конкретно определен порядок введения военного положения. Сначала соответствующее предложение президенту государства подает Совет национальной безопасности и обороны. Рассмотрев это предложение, президент издает указ о введении военного положения. Примечательно, что закон не устанавливает срока продолжительности военного положения. Однако в указе президента должно быть указано, на какой именно срок это состояние вводится.
Читайте также: Военное положение в деталях: кто, как и когда
Что важно: военное положение может вводиться как на отдельных территориях, так и по всей стране, а также это не означает объявления войны. Это при необходимости делает Верховная Рада по отдельному представлению президента.
Больше всего украинцев беспокоят вопросы общей мобилизации, изъятия имущества и ограничения прав и свобод. Мобилизация военнообязанного населения, разумеется, будет. Хотя не нужно это воспринимать так, что одновременно всех призовут в ВСУ. Это будет делаться по необходимости.
Больше всего пугает украинцев полная мобилизация
Согласно закону, государство имеет право изымать частное, государственное и коммунальное имущество, если этого требует армия. Но законом также предусмотрена его компенсация после завершения военного положения.
Что касается ограничения прав и свобод, то действительно может быть введен и комендантский час, запрет на передвижения по стране, а также выезд за ее пределы. Но если военное положение, введено только на части территории, то это коснется не всех украинцев. Также военное положение предусматривает контроль за информационной сферой.
При этом во время военного положения запрещено проводить выборы президента, парламента, местных органов самоуправления.
Аргументы "за"
Среди политиков противники введения военного положения в своем большинстве принадлежат к фракциям коалиции. Причем их "аргументация" часто, мягко говоря, искажена. В частности, как отметил политический эксперт Андрей Ницой, они озвучивают такие тезисы о нецелесообразности введения военного положения. Во-первых, что основанием является только широкомасштабное наступление войск РФ (Гончаренко). Во-вторых, что депутаты не смогут свободно общаться с журналистами (Арьев). В-третьих, что гражданам будет запрещено проводить акции (Антон Геращенко).
Это ложь. Во-первых, закон определяет четыре основания введения военного положения. Все они произошли в конце февраля 2014 года. Турчинов (спикер парламента) не выполнил свой конституционный долг и будет нести уголовную ответственность. Во-вторых, ограничение прав и свобод действуют только на части территории, где введено военное положение. В-третьих, конфисковывать имущество невинных граждан без необходимости могут только такие дебилы, которые этим нас пугают,
– отметил на Facebook Ницой.
Некоторые эксперты более категоричны, считая, что власть отказывается от военного положения из-за того, что ей это не выгодно. Так, по словам Василия Лаптийчука, альтернативой победе в результате военных действий в рамках закона о военном положении является только "стол переговоров" с агрессором.
Там с начала 90-х сидит Молдова, а с 2008-го – Грузия. И будут сидеть там, пока агрессор не додушит их до конца. Этот агрессор воюет только с трусами и дураками, которые пускают врага, а потом садятся с ним к столу,
– убежден Лаптийчук.
Эксперт подчеркивает, что непризнание Украиной вооруженной агрессии (и, соответственно, не введение военного положения) является ключевым элементом войны РФ против Украины, поскольку такое положение вещей не только парализует сопротивление жертвы, но и блокирует международную помощь.
Как отмечает военный эксперт Владимир Повар, военное положение необходимо вводить только на отдельных территориях, где идут бои. Он напоминает: даже в 1941 году, когда началась, как это называли, великая отечественная война, военное положение было введено только на европейской территории СССР. На Урале, к примеру, люди продолжали жить, как и раньше. Кроме того, добавляет эксперт, на востоке Украины де-факто военное положение. Только, по сути, он не легализован, а ВСУ находится за пределами правового поля.
Военное положение можно объявить только на Донбассе
При этом, отмечает Владимир Повар, военное положение упростило бы администрирование территорий, на которых находится действующая армия. Это сделало бы понятным логистику сообщений, коммуникаций и внесло ясность в отношения военной власти и гражданской.
Сейчас, чтобы выставить блокпост или организовать подвижной блокпост, это решение надо согласовывать с местными властями. С военной точки зрения это абсурд, потому что исчезает момент неожиданности и может привести к утечке информации,
– говорит эксперт.
Кроме того, отмечает Повар, ограничение передвижения и комендантский час вводятся ради безопасности самих же граждан. Также он считает позитивом мобилизацию материальных ресурсов. Сейчас, по его словам, армия может рассчитывать только на то, что определено Госбюджетом, а также помощь волонтеров.
Один из интересных моментов военного положения – запрещение любых выборов, в том числе и в ОРДЛО, к проведению которых западные партнеры все больше склоняют Киев. Хотя совершенно понятно, что в выборах на временно оккупированных территориях заинтересована именно Россия, чтобы легализовать федеративный статус фейковых "республик" в составе Украины и таким образом взять под контроль наше государство.
Кстати, недавнее заявление посла ФРГ в Украине Эрнста Райхеля о возможности проведения выборов в ОРДЛО в присутствии российских войск – следствие непризнания Украиной России как агрессора. Как отметил руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, посол сказал то, как он понимает решение конфликта. У нас же АТО, а не война, у нас голосовали закон в августе 2014 года об особом статусе Донбасса.
Все в политике нужно делать вовремя. Это касается и введения военного положения, и принятия закона о временно оккупированные территории на Донбассе. Именно потому, что это не сделали вовремя, и стало следствием обсуждения возможности выборов на тех территориях,
– подчеркивает Бала.
Аргументы "против"
Конечно, введение военного положения – это очень серьезное и ответственное решение. Это особый режим управления страной, когда на первый план выходят военные, в частности, Генштаб Украины. Кроме того, никто не знает, как на это отреагирует Россия. Не станет ли это поводом для еще большей эскалации на Донбассе? И готова ли к этому украинская армия?
Как замечает Николай Давидюк, если военное положение не ввели в худшие периоды войны на Донбассе, то нет смысла делать это и сейчас.
Эксперты также с определенной предостережением относятся к ограничению свободы слова. По мнению Владимира Кухара, многое в нашей стране делается властью благодаря давлению общественности, информации медиа. Но в условиях, когда имеем устаревшее армейское командование, коррумпированных политиков, ограничение свободы слова может стать минусом.
Политика Запада по "умиротворению" Путина привела к росту напряженности на востоке Украины
Также замечания есть и по мобилизации материальных ресурсов населения. По словам Николая Давидюка, сомнительно, что такой шаг будет способствовать решению военного конфликта.
Население показало, что в свободных условиях люди готовы помогать бороться против агрессора. Они оказывают помощь военным, пострадавшим от войны. И в этом участвует большая часть населения. Если людей связать законам военного положения, то много того, что делается ими сейчас, прекратится,
– убежден Давидюк.
Хотя, скорее всего, именно привлечение частного имущества пугает, в первую очередь, состоятельных людей – тех, кого в Украине привыкали называть олигархами. Во-вторых, военное положение перекроет контрабандные лазейки, которые сегодня приносят незаконные доходы тем же олигархам и чиновникам в прифронтовых зонах. Что важно: точно это будет означать запрет поставок угля с неподконтрольных территорий, на чем сегодня продолжают наживаться агрессор и украинские магнаты.
Военное положение, возможно, и не панацея для решения конфликта. Но очевидно то, что чем дальше, тем больше на Украину давят и Запад, и Кремль, который продолжает поставлять на Донбасс оружие и людей. Тактика "незамечение" США и ЕС присутствия регулярных военных сил РФ в Украине, "умиротворение" Путина приводит к продолжению войны и роста человеческих потерь. И, если сейчас не выработать четкий план, с военным положением или без, то война продлится еще много лет.
Читайте также: В гости к Трампу: о чем Порошенко будет говорить с президентом США