Компания разрабатывает несколько важных проектов, однако пока может рассказывать лишь о некоторых из них. К примеру, о каяке "Полоз". Из чего он изготовлен, что известно о его назначении и возможностях 24 Канал при поддержке компании Cosmolot рассказывает в спецпроекте Brave Inventors.

К теме Помогает ускорить работу ВСУ: как поддержать разработку для систем Sivalka на Brave Inventors

В рамках проекта мы встретились с директором компании "Адамант верф" Сергеем Остащенко и поговорили о специфическом, но важном изобретении – боевом каяке "Полоз", усиливающем Силы обороны государства, которое имеет 2 моря и около 30 тысяч рек.

Директор компании "Адамант верф" Сергей Остащенко о назначении боевого каяка "Полоз": смотрите видео

Изобретение, инициированное военными

С 1992 года предприятие "Адамант верф" занимается поставкой материалов, проектированием изделий, изготовлением макетов, форм и организации производства. Компания приобщалась как к оснащению автобусов "Богдан", так и к разработке деталей из композиционных материалов для пассажирских вагонов. К тому же в портфолио производителя – надувные лодки, каноэ, катера и стеклопластиковые моторные яхты до 14 метров.

Такой каяк может перевозить от 480 до 600 килограммов / Скриншот из видео 24 Канала

Учитывая этот багаж опыта, неудивительно, что предприятие было задействовано в операциях украинской армии. Как рассказывает Сергей Остащенко, именно с обращения спецназовцев началась разработка боевого каяка.

Это было очень интересное подразделение, которое как раз умеет делать это все (боевые операции – 24 Канал) на воде. Обратились они к нам от военного института, с которым мы сотрудничаем с 2014 года, помогаем информационно,
– рассказал директор предприятия "Адамант верф".

С его слов, сначала военные испытывали обычные каяки, однако, как показала практика, воевать на них нет возможности. Поэтому через несколько месяцев была разработана специализированная лодка типа "каяк". Тактико-технические характеристики помогали улучшить наши военные, которые заинтересованы в том, чтобы транспорт был максимально функциональным, удобным и бесшумным.

В настоящее время существует трехместная версия каяка, которую можно использовать как для перевозки трех бойцов, так и двух вместе с багажом. Также здесь есть грузовые отсеки, в которых можно разместить оборудование и другие вещи. В целом каяк может перевозить от 480 до 600 килограммов.

Вес достигает до 600 килограммов нагрузки. Также есть возможность эвакуировать раненого. Эта тактика используется и в мире, и в других специальных войсках,
– говорит Остащенко.


"Полоз" имеет небольшие размеры, низкий профиль и тихо передвигается / Скриншот из видео 24 Канала

Какие задачи помогает выполнять каяк "Полоз"

Задачи каяка максимально ясны: нужно тихо подойти, спрятаться и замаскироваться, а при необходимости – атаковать.

В целом "Полоз" предназначен для:

  • водного патрулирования с родительских больших лодок;
  • обороны и патрулирования территориальных вод, морских пограничных зон, болотных пограничных участков, прибрежных зон и тому подобное;
  • службы радиомаяков и гидроакустических буев;
  • изучения и картографирование морских течений, разведки погоды и условий плавания;
  • тайной транспортировки и оперативного вывода операторов вместе с необходимым оборудованием в район миссии;
  • транспортировка и сбор гражданских и военных лиц из зон проникновения противника;
  • мероприятий по посадке в сложных атмосферных условиях;
  • пусковых и десантных операций с других водных и воздушных средств: вертолета, самолета, носителя, подлодки;
  • челночного сообщения между берегами рек и так далее.

При этом нужно понимать, что это не бронированный катер. Каяк не защищен от пуль разного калибра, поэтому работать на нем нужно быстро и тихо. Но в этом и суть его использования – боевые каяки предназначены исключительно для профессионалов.

Лодки, которые сейчас используются, должны быть удобными. Их можно перевозить на грузовом транспорте, прицепе, но когда будет необходимость, то можно привязать тросом к бронированной технике, даже к танку и волоком тащить к берегу по бетону, по щебню, по камням и ему на нем ничего не будет,
– рассказывает Остащенко.

Каяк изготовлен из полиэтилена высокой плотности / Скриншот из видео 24 Канала

Из чего изготовлен каяк и обеспечивает ли он безопасность

Сергей Остащенко отмечает, что через несколько лет в мире малого судостроения произошел значительный прогресс. В этом помогла, в частности, разработка уникального материала – полиэтилена высокой плотности.

Но это не простой полиэтилен. Его маркируют, как HDPE или PE-HD, то есть полиэтилен высокой плотности,
– объясняет наш собеседник.

Он добавляет, что материал выдерживает значительные механические нагрузки, не портится и не боится УФ-лучей, химических веществ и даже активных кислот. Важно, что производитель дает сертификат качества, согласно которому срок эксплуатации составляет более 50 лет.

Когда я посмотрел на этот сертификат, удивился. Перечитал еще раз. Но там действительно более 50 лет. Я никогда не видел такого гарантийного письма,
– делится Остащенко.

В то же время очевидно, что такой каяк не может быть защищен броней. Его специфика в другом – в возможности скрыться. Следовательно, "Полоз" имеет небольшие размеры, низкий профиль и тихо идет на воде.

У нас в ВСУ есть много специалистов, умеющих проводить такие операции… Так благодаря каякам была проведена операция на реке Оскол,
– отмечает директор "Адамант верфь".

К слову, в штатном варианте каяка есть крепеж к оружию. В зависимости от потребностей и специфики выполнения задач можно установить два варианта вооружения:

  • пулемет калибра 7.62;
  • 40-миллиметровый гранатомет.

В штатном варианте каяка есть крепление к оружию / Скриншот из видео 24 Канала

Каяк отлично идет как под веслами, так и под электромотором. Последний будет выпускать в двух вариантах, каждый из них спроектирован таким образом, чтобы быть защищенным от потенциальных повреждений о камнях, бетоне, кусте или зарослях.

Один тип будет вставляться прямо в каяк – это будет внутренний небольшой мотор, а другой – наполовину будет навесной, но также будет защищен из кормовой части.
– объясняет Остащенко.

Электродвигатели будут использоваться от 1,5 – 3 кВт. Для каяков этого достаточно, чтобы идти с хорошей крейсерской скоростью – до 15 километров в час.

Платформа, объединяющая инноваторов: почему предприятие присоединилось к платформе Brave Inventors

По словам Сергея Остащенко, предприятие "Адамант верф" имеет большое количество проектов, однако пока их нельзя афишировать.

Пусть это будет очень приятной неожиданностью,
– с улыбкой комментирует он.

Каяк хорошо маскируется, выполняя операции на воде / Скриншот из видео 24 Канала

По его словам, после войны все разработки будут доступны и будут использоваться не только для наших Вооруженных сил, а также силами наших друзей и их армиями, которые уже интересуются украинскими изобретениями военного времени и даже начали усиливать наши носители интересным вооружением.

С каяками – другая ситуация. Данные о разработке стали публичными, так что о ней можно и нужно рассказывать.

Считаем, что это важная вещь, когда наши украинские люди смогут видеть, что наши военные используют на фронте,
– говорит Остащенко.

Идеальной платформой для распространения информации о "Полозе" и стал Brave Inventors.

"Мы сошлись в том, что они живут тем же, чем и мы – они стараются помочь нашим Вооруженным силам, найти людей, аккумулировать… Благодаря им мы нашли приборы, которые мы будем использовать на наших лодках".

Второй задачей Brave Inventors стала помощь в привлечении финансов. Найти средства на новые разработки необходимо и потому, что сейчас предприятие готовит новую партию каяков на Юг. Поддержать проект может каждый. Для этого достаточно перейти по ссылке и задонатить на экипировку выбранную сумму.