За работу украинского художника на Sotheby's заплатили 83 тысячи долларов
На аукционе Sotheby's за работу украинского художника Анатолия Криволапа заплатили 83 тысячи долларов. Это ещё раз подтвердило его реноме самого дорогого украинского художника.
Всё дело в искренности и народности
В октябре 2011 года на торгах Phillips его работа "Конь. Ночь" ушла с молотка более чем за 124 тысячи долларов. Для украинских художников - баснословные деньги. Искусствоведы объясняют - всё дело в его искренности и народности.
"Он стремится достичь, как я говорил, той гармонии, которая свойственна народному искусству. И тем он отличается от так называемой модернистической линии, присутствующей у нас также в Украине", - говорит руководитель проекта "Украинская формула. Цвет" Валерий Сухорук.
В прошлом году Криволап получил национальную премию имени Тараса Шевченко. Вот только это произошло уже после того, как он стал известен во всем мире. Сам художник уверен - всё зависит от упорного труда, а не от чьего-то признания. Хотя, признается, нужна и поддержка.
"Нужна специальная государственная программа по продвижению своих художников в мировые лидеры, как это было в других странах, а частные инициативы тоже должны поддерживаться государством... Искусство - это лицо страны",
- самый дорогой художник Украины Анатолий Криволап.
"Обычно, художники ездят каждый по-своему и тут уже срабатывают в том числе и рыночные отношения, если на него спрос есть, в частности, и в Лондоне - это прекрасно!", - рассказывает Министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк
Пути попадания картин талантливых художников на мировые аукционы
Украинский арт-рынок не конкурентен, - говорят искусствоведы. Четкой вертикали: художники - финансовая поддержка - организация представления страны в мире - здесь не существует. Картины талантливых художников попадают на мировые аукционы двумя путями: либо иностранные кураторы отбирают произведения, ориентируясь на популярность художника на родине, либо одиночные дилеры-покровители самостоятельно вывозят произведения любимых авторов на мировые смотрины.
"Говорил мне тогда один из французских критиков и кураторов: "Знаете, есть десять галерей, в которых стоит выставляться, во всех остальных - бессмысленно". Это как раз и подтверждение слов этой художницы французской, которая и сказала, что не важно, сколько тебе платят, важно - кто платит", - говорит художник Тиберий Сильваши.
"Зная хорошо западную Европу, Америку меньше, - украинских художников нет там. Не потому, что наши художники хуже, а просто этим нужно постоянно заниматься, нужно быть всё время в процессе. Ну у нас гениев много, но нет людей, которые могли бы и продвигать, а продвигать на западном рынке - ну это вообще очень трудно",
- фотограф Виктор Марущенко
"Моды на украинское искусство на Западе нет и, наверное, никогда не будет, и это нам не нужно. Но то, что всегда есть несколько украинских художников, которые интересны миру - это правда", - художник Олег Тистол.
Чтобы таких художников становилось больше, в Украине, в частности, организуют художественные аукционы. Здесь даже начинающие могут себя зарекомендовать.
"Я не думаю, что это лучший путь, но всё-таки, я думаю, что многое зависит от двух составляющих - первая составляющая - это талант художника, а вторая составляющая - это имиджмейкерство, это его продвижение в обществе", - считает искусствовед Эдуард Дымшиц.
Продвижением искусства в массы традиционно занимаются те, у кого есть на это деньги. И эти люди вовсе не обязательно разбираются в искусстве.
Предпочтение отдают иностранным художникам
"Для того, чтобы украинских современных художников знали за рубежом, их произведения должны полюбить местные толстосумы. Но сейчас те, у кого есть деньги на приобретение украинских современных художников, чаще предпочитают иностранных художников", - говорит журналист Ольга Кучер.
"Они говорят: "А нас украинское искусство не интересует". Большинство наших колекционеров хотят, ну извините за такой термин, "примазаться" как бы к чужой культуре, не создавая свою. Это говорит о провинциальном сознании, когда происходит вот такое раболепие... как бы, недооценка себя лично", - убежден галерист Евгений Карась.
Из-за равнодушия украинских коллекционеров, отечественное искусство не слишком замечают и иностранные.
"Успех плеяды современных украинских художников зависит от сознания отечественных коллекционеров", - говорит один из искусствоведов.
Пока они не научатся ценить именно украинское искусство, до тех пор успешные продажи отечественных художников в мире останутся единичными случаями.