Железо - один из старейших материалов, известных человечеству
Его лучше не трогать. Это железо, раскаленное докрасна, нагрето до полутора тысяч градусов. Оно расплескивается, словно вода.
Железо - один из старейших материалов, известных человечеству. Впрочем, оно и сегодня все еще широко применяется в инженерных разработках, которые облегчают нам жизнь.
Промышленность нуждается все больше в высокотехнической стали. Чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям, сталевары сочетают как можно больше стадий производства.
Для автопроизводителей, в частности, качество стали является определяющим - об этом не из чужого опыта знает инженер Кристоф Лакингер. Он спроектировал завод, изготавливающий высококачественные стальные листы для автомобилей.
"Мы находимся в отделе доставки металлургического комбината ТАКО в Бекерверте - это наш самый холоднокатаный металлопрокат. Именно здесь мы изготавливаем листовую сталь для автопромышленности. Листы отвечают самым высоким требованиям в вопросе качества поверхности и толщины. К примеру, лист толщиной 0.8 мм изготовляют с допустимым отклонением в 8 микрометров ", - говорит сталевар Кристоф Лакингер.
Перед тем, как столь тонко раскатать, ее нужно хорошо почистить. Это происходит в этом переваривальном цеху, его длина - 125 метров. Здесь сталь раскачивают сразу после варения. Хотя когда-то это делалось отдельно.
Это - один из совершеннейшых металлопрокатов в мире. Почти все процессы здесь полностью автоматизированы. Десятки сенсорных приборов обеспечивают стали принадлежащие ей свойства. Они сами берут пробу и измеряют толщину, температуру и неровности поверхности.
Шесть этих катков давят общим весом до 3 300 тонн. Процесс называется холодным прокатом, потому что сталь для этого не нагревают. Впрочем, чем больше стадий производства объединяются, тем труднее проконтролировать систему в целом. Это классическое задание для компьютеров.
"Мы соединили целый ряд стадий производства, что позволило нам достичь существенных преимуществ в качестве. Однако, интегрированный процесс добавляет сложности системе, а значит, необходимо еще больше все автоматизировать, чтобы должным образом контролировать процесс", - говорит сталевар Кристоф Лакингер.
За автоматикой пристально наблюдает человек, контроллер.
"За каждым процессом на комбинате можно следить отсюда. Если на любой стадии компьютер дает сбой, вы можете вмешаться. Компьютеры не имеют преимущества над человеческим опытом. Поэтому вмешаться можно в любой момент", - говорит контролер Йорк Шредер.
Но и компьютер можно научить. Он также приобретает определенный опыт и соответственно улучшает свои настройки.
"Даже сегодня я все еще поражен операционными стандартами, которых достигает этот комбинат", - говорит сталевар Кристоф Лакингер.
Массивные фабричные машины не просто производят сталь. Они и сами изготовлены преимущественно из стали. Неудивительно, что Кристоф Лакингер испытывает определенную слабость к этому материалу.
"Я чувствую личную симпатию к стали, например, я бы никогда не сел за руль автомобиля с алюминиевым корпусом", - делится сталевар Кристоф Лакингер.
Так вот: нужно много стали, чтобы сделать высокотехническую сталь. Старейший материал, известный человеку, имеет светлую перспективу - и Кристоф Лакингер далеко не единственный, кто так считает.