Эксклюзивно для Show 24 в рамках "Интервью24" юморист рассказал о создании и продаже канала, почему телевидение было отстраненным от стендапа и чем украинский юмор отличается от российского.

Смотрите также Там можно зарабатывать деньги, – комик Тарас Яремий о стендапе, шоубиз, скандалы и войну

Дмитрий, расскажите, когда и как вы пришли к стендапу?

В университете я очень любил смотреть "Мамахохотала-шоу". Однажды увидел в университетской группе, что планируется лекция с Романом Грищуком. Сейчас он депутат, а тогда был ведущим "Мамахохотала". Я смотрел его выступления, для меня он был звездой большого масштаба.

Я не знал, как ходить на такие встречи. Там все были в обычной одежде, а я пришел в костюме как охрана. Тема встречи была "Я – бренд". Грищук рассказывал, как стать Роналду или Месси в своей сфере. А также раздавал два билета на стендап Юры Громового. Тогда я впервые услышал о стендапе в Украине, как о жанре, и впервые пришел на стендап.

Потом узнал, что есть открытые микрофоны. Сначала пошел посмотреть, как это происходит. Я очень благодарен одному парню, который сильно облажался. Я понял, что если так можно выступать, то тоже не побоюсь и попробую.

После этого выступал на открытых микрофонах раз с двадцать, но ничего серьезного из этого у меня не получилось. Примерно через год паузы я познакомился с ребятами из львовской тусовки – с Романом Щербаном, Славиком Мартынюком, Олегом Грюндиком, Андреем Пилатом, Вадимом Коваликом. Мы договорились вместе поехать во Львов и развивать клуб "Вільний".

Вы родом из Киева, но начали строить карьеру во Львове. Почему так произошло?

Я не знал, как развиваться, а присоединиться к какой-то тусовке мне не удавалось. Поэтому в какой-то момент просто перевел фокус на другие вещи. Искал работу, чтобы хотя бы на что-то были деньги. Делал курсы импровизации в Киеве, был в общественной организации.

Я получал жизненный опыт, с ним приехал во Львов и у меня начало получаться. Тогда мы жили на квартире все вместе. Точнее, я жил с Грюндиком и Коваликом, а Роман Щербан, Мартынюк Славик, Пилат Андрей часто были у нас, и мы штормили всякие идеи. Я жил в окружении очень смешных людей и это мне помогало набираться уверенности.


Дмитрий Носов на выступлении / Фото из личного архива комика

Кажется, что основные регионы развития стендапа – это именно Киев и Львов. Какая ситуация с этой сферой в других областях?

Еще есть потенциал в Тернополе, в Ивано-Франковске. В Луцке был, но сейчас меньше. Кто-то из комиков на войне, кто-то занимается другой работой.

Юмор там есть, но мало тех, кто притягивает внимание. Притягивают внимание какие-то звезды, хедлайнеры, люди, которые на слуху. Например, в Тернополе есть Евгений Королько. Но ему не с кем заниматься комедией. Он так же тянется в Киев или Львов.

В Ивано-Франковске тоже есть очень много комиков. Там есть Please StandUp, например, но он не на виду. Чтобы узнать, что там комики делают, надо зайти специально посмотреть. Они не кричат о себе.

Вы с Тарасом Яремием основали канал Standup UA. Как возникла такая идея?

Это был конец 2021 года. Мы общались, выступали в CULT Comedy Hall очень часто. Тарас вел тик-ток и уже был на слуху как комик. А я был просто смешным парнем, у которого только начало получаться шутить. Тарас же был комиком, который мог собирать аудиторию.

Мы сдружились, а когда Тарас ушел из CULT Comedy Club, предложил мне делать концерты. В Киеве я организовал несколько выступлений и показал себя как организатор. Потому что я и во Львов ехал, в "Вільний стендап", как организатор. Но мне не очень получилось, потому что не имел опыта.

Потом уже набил руку, сделал несколько концертов. Тарас сказал, что готов к первым сольникам и предложил мне организовать концерт. Мы решили сделать концерты в Луцке и Тернополе. Продали билетов на 150 – 200 человек. Это был фурор, мы ожидали, что соберется максимум 30. На март планировали Киев и Львов, но началась война. Все концерты аннулировались, а людям сказали, что деньги за билеты мы отправим на донаты. Никто нам не возразил.

Далее Тарас поехал в Новояворовск и я думал, что на этом все. Помню его слова, он сказал: "Мне кажется, всё – будем теперь сидеть по подвалам, есть картошку и закрутки, потому что не понятно, как все будет". То есть, какая комедия, о чем вообще речь?

В первый день войны мы с девушкой поехали в Тернополь на 10 дней. Там я побыл немного в шоке, в страхе, как, наверное, большинство людей. Когда приехал во Львов, предложил Тарасу что-то делать. Он сначала не хотел возвращаться. А тогда CULT сделали первую "Культурную оборону". Это было настоящим лучиком света, потому что в этом страхе и непонимании комики делают в укрытии первую вечеринку. Все, кто мог, пришли на эту вечеринку, чтобы почувствовать эту атмосферу. И все, после этого Тарас приехал и решили делать свой проект, который и назвали Standup UA.

Почему вы выбрали именно такое название? Когда вы получили первый результат работы?

Название Standup UA придумал Тарас. Когда он стал популярным в тик-токе, кто-то начал делать вырезки из ютуб-стендапа и постить их на аккаунте под названием Standup UA. Нам это название понравилось, и Тарас предложил взять его под канал.

Мы начали делать открытые микрофоны, первые вечеринки. Канал "выстрелил" после успешного стендапа в Ореховом. Тарас записал там свой первый монолог. Записали и монолог Славика Мартынюка "Жизнь во время войны". Он разорвал аудиторию и дал Мартынюку очень сильный толчок популярности. Мы с Тарасом продолжали развивать этот проект. Славика задействовали в шоу "Биография", так держались вместе долгое время.

Вы недавно ушли из проекта Standup UA, хотя были основателем. Почему так произошло?

У нас с Тарасом разделилось видение. Сказал бы, что возникло определенное недоразумение в ролях на этом канале. Мне не очень нравилось соотношение влияния и конкретных действий Тараса. Поэтому я решил, что будет проще продать свою долю, чем доказывать что-то и спорить. Идти дальше своим путем, взяв весь опыт, который имею, с собой.

Вы упомянули, что продали свою долю в Standup UA. Сколько сейчас в Украине стоит юмористический бизнес?

Я в восторге, что мне удалось продать часть в юмористическом бизнесе. Скажу так: в стендап-тусовке все и так знают, за сколько. Тарас случайно выложил в телеграм-канал договор, в котором все было написано. Поэтому я просто скажу, как мы считали.

Мы брали монетизацию канала, умноженную на 12 месяцев. У нас был предварительный договор, что мы владельцы канала 50 на 50, – то мы эту сумму поделили пополам и все.

Несколько тысяч можно накинуть, в зависимости от того, что за жанр. Например, если это даже 100-тысячный канал про рыбалку и его решили продать комикам, то после смены контента это никто не будет смотреть. Если это юмористический контент, то он стоит немножко дороже. Туда можно всякого разного напихать.

Долгое время в Украине крупнейшими проводниками юмора были "Квартал 95", "Дизель Шоу", "Мамахохотала–шоу". Некоторые из них уже десятки лет продолжают удерживать свою популярность. Как им это удается?

Их пик, мне кажется, прошел. Просто до сих пор есть люди, которые смотрят телевизор, а там не из чего выбирать. К тому же это смотрели годами, и это своеобразная привычка.

Может ли стендап сейчас конкурировать с телевизионными проектами?

Стендап уже снимается на телевидении. Например, как телевизионный проект на "Суспильном". Я не знаю метрик и не скажу, конкурирует ли он. Сейчас, думаю, вряд ли, потому что это все вопрос денег.

Стендап – это не только о том, что комики выступают и все. Он должен иметь среду, в которой комики развиваются и растут. Какое-то шоу, где будет не только стендап, но и другие юмористические форматы. Какие-то программы, которые будет интересно смотреть как взрослым, так и молодежи. Тогда, конечно, стендап сможет конкурировать.

Например, кварталовцы не закрыты сугубо в "Квартале 95". Они снимаются в сериалах, фильмах, их приглашают на различные украинские шоу. Их лица рекламируют бренды. Они светятся, в них есть потребность. Когда такие возможности появятся для молодых стендап-комиков, – а они уже понемногу появляются, – то они 100% смогут конкурировать и даже выиграть.

Стендап-комиков начали приглашать на телевизионные шоу только в последние годы. Почему телевидение было настолько закрытым для этого жанра?

Все решения о том, что будет или не будет на телевидении, принимали продюсеры. Они не давали на это деньги, потому что считали стендап не интересным. Видели это, как просто голову, которая стоит и говорит без динамики и движений – без ничего. Они думали, что это никто не будет смотреть, что это будет скучно и канал будет терять рейтинги. Поэтому лучше сделать, например, "Дизель Шоу" со скетчами на бытовые темы, которые смешные и привычные людям.

Американский юмор часто называют резким и "черным", британский характерен невозмутимостью и сарказмом. Существует ли украинский юмор?

Хорошо, что вы сказали украинский юмор, а не юмор постсоветского пространства. Потому что украинский юмор отличается даже от России или Казахстана. Наш юмор очень хороший, мне кажется, хороший.

Если другие страны могут говорить с позиции "вы все глупые, а я классный", то украинский юмор больше самоироничный. Ты можешь пошутить над собой, над ситуациями, которые с тобой случаются. По моему мнению, украинский юмор хороший.

До вторжения многие комики выступали на русском и ориентировались на российскую аудиторию. Сейчас украинские комики перешли на украинский, но до сих пор остаются люди, которые потребляют российский контент. Как думаете, почему так происходит?

Так же, почему и "Квартал" достаточно популярен. Потому что это дело привычки, трудно отказаться. Людям трудно перейти с русского на украинский язык.

У меня был одноклассник, который говорил, что никогда не женится на украиноязычной девушке. Он говорил, что это "сельский язык". И вряд ли 2022-й год изменил его мнение. Такие люди не видят смысла переходить на украинский контент и язык. По моему мнению, это довольно тупо. Но факт есть факт.

Есть ли среди украинского юмора так называемая культура отмены?

Практика показывает, что да. Но на данный момент, хорошо ли это или плохо – я не знаю. Но даже несмотря на то, что тебя закенселили, тебя могут потом откенселить. Отмена существует, однако она временная.

Однако я знаю пример, где это очень плохо повлияло. Все знали этого человека, этого комика. Но добавила ли отмена ему популярности, ходили ли после того люди на их концерты? Нет, абсолютно. Это его разбило, это его подкосило, и разрушило карьеру.

Может ли юмор быть толерантным?

Тем, на которые можешь шутить, очень много. Ты можешь шутить над собой, над обстоятельствами, над животными. Однако мне кажется, что очень легко стать в чьих-то глазах нетолерантным.

Но юмор – это всегда в какой-то степени подкол. Это увидеть что-то необычное казалось бы в обычных вещах. Когда ты это замечаешь, можешь кого-то обидеть. Поэтому, учитывая, как сегодня люди относятся к понятию "толерантный", возможно, юмор и не может быть таким. Это очень размытое, широкое понятие. Вот я буду шутить над своими усами, а мне скажут: "Ты нетолерантен к усам". Как это будет?

Есть ли для вас темы табу?

Не могу сказать табу, но это темы, в которых я не до конца осведомлен. Это, наверное, политические вещи. Их можно сравнить с английским языком – я его знаю, могу говорить, но шутить на нем я не могу. Так же и это, я в политике разбираюсь, но делать анализ и шутить над этим – не очень.

Над смертью тоже мне трудно было бы шутить. Ну и какой-то "унитазный" юмор. У меня есть пошлость в шутках, но без грязи. И точно не шутил бы над темами, от которых кому-то было очень плохо. "Черный" юмор может быть. Я могу с такого посмеяться, если это уместная шутка, но лично мне не очень нравится такое писать.

Какой юмор, по вашему мнению, можно считать плохим? Существует ли он вообще?

Я бы не говорил, что есть плохой или хороший юмор. Если это у кого-то вызвало смех, то пусть живет себе тот юмор, и все. Не буду оценивать юмор как нечто хорошее или плохое.

Как человеку сделать из себя бренд?

Точно надо ассоциироваться у людей с чем-то, брать какую-то конкретную тематику. Когда отрастил усы, то заметил больше внимания ко мне. Люди говорили: "О, это этот, усатый". Это классно, потому что таким образом ты запоминаешься как "усатый", а не просто серое лицо.

Надо быть причастным к чему-то уникальному – иметь что-то конкретное, с чем ты будешь ассоциироваться. Например, Тарас Яремий – это галицкий юмор: он домашний, о родителях и так далее. Нужно, чтобы людям было легко описать, о ком они говорят, найти какую-то точку. А дальше надо развивать свой материал.

Вы планируете развиваться, как самостоятельный артист?

Я уже развиваюсь как самостоятельный артист. Просто планирую выбрать другой путь. Раньше работала стратегия, на которой мы взяли хороший старт, – записывать видео, "резать" на тик-токи и распространять. Люди репостили, ты начинал нравиться и тебя узнавали, на твои концерты приходили. Сейчас каждый так делает, в этом нет уникальности.

Если раньше такие видео воспринимали как что-то новое, то сейчас это уже как мейнстрим. Это просто перелистывают, а смотрят только тех, кто закрепился на этом пьедестале. Другим, мне кажется, сейчас очень трудно схватить немного человеческого внимания.

У меня есть идея шоу, которое хочу воплотить. Надеюсь, к сентябрю будет как минимум пилот этого шоу. Концепция заключается в том, что ко мне приходит гость, и мы выполняем различные задания на английском языке. Называется "Interesting English". Это будет веселый способ выучить английский. Я когда-то делал такой формат, но оно никуда не двигалось. Теперь придумал новые форматы, новые рубрики, как можно улучшить структуру этого шоу. Надеюсь, что оно получится гораздо лучше.

Дмитрий Носов / Фото из личного архива комика

Я присоединился к другому ютуб-каналу, где могу реализовывать свои идеи. Мне нравится быть в тусовке, с кем-то работать, с кем-то советоваться, с кем-то придумывать новое. Отшельником скучно. Мне важно чувствовать поддержку.