Какими будут боевые самолеты следующего поколения

Ключевые изменения будут касаться прежде всего стелс-технологий. Новые истребители будут интегрировать искусственный интеллект, усовершенствованные двигатели и новые элементы маскировки. Сейчас самыми продвинутыми считаются истребители пятого поколения – F-35 Lightning II, F-22 Raptor (США), Chengdu J-20 (Китай) и Sukhoi SU-57 (Россия). Они были созданы на основе технологий первой половины XXI века, сообщает 24 Канал со ссылкой на анализ издания LiveScience.

Смотрите также Новое оружие сжигает целые рои дронов благодаря микроволновому излучению

Но теперь на горизонте – шестое поколение. Китай уже тестирует J-36 и J-50, а США поручили компании Boeing создание нового F-47. Как и раньше, главные инновации касаются конструкции самолета, авионики и вооружения. В то же время не стоит ждать радикального роста скорости или маневренности. Основные изменения – в подходе к воздушному бою и применении цифровых технологий.

Шестое поколение, как и предыдущее, полагается на стелс. Благодаря особой форме планера и покрытию, которое поглощает радиоволны, самолеты могут оставаться невидимыми для радаров и инфракрасных сенсоров. Даже когда их обнаружат, времени на реакцию у противника почти не будет.

Форма планера, в частности ромбовидные конструкции, вероятно, сохранится, но станет еще более совершенной. Одна из тенденций – уменьшение или полное устранение вертикальных хвостовых стабилизаторов. В классических самолетах они отвечают за устойчивость и управляемость, но в новых машинах их функцию частично возьмут на себя системы управления вектором тяги – способность изменять направление потока из двигателя. Вспомогательную роль будут играть и жидкостные актуаторы – устройства, которые создают давление на крылья с помощью мощных потоков воздуха. Отказ от вертикальных элементов сделает самолет еще менее заметным. Также стоит ожидать новых материалов, поглощающих радиоволны.

Еще одна ключевая инновация – двигатели с адаптивным циклом. Они будут работать в трехпоточном режиме, где третий воздушный поток поможет повысить эффективность и обеспечит возможность длительного сверхзвукового полета без использования форсирования.

Возможны два типа планеров для разных регионов. Один – более крупный, ориентирован на миссии в Тихоокеанском регионе, где важна большая дальность и нагрузка. Другой – более компактный, для условий Европы, где преимущество по маневренности.

Это изображение является художественной визуализацией будущего истребителя F-47
Это изображение является художественной визуализацией будущего истребителя F-47, но оно не отражает реальный дизайн самолета / Изображение ВВС США

В шестом поколении кабина самолета превратится в высокотехнологичный командный центр. Пилот будет получать информацию с самолетов-союзников, наземных станций и спутников – все в режиме реального времени. Система также сможет активно глушить вражеские сенсоры, что усложнит работу ПВО противника.

Беспилотники станут ключевым элементом. Пилот будет управлять группой дронов: от автономных помощников до более дешевых боевых аппаратов, которые могут прикрывать его или выполнять другие задачи. Искусственный интеллект будет играть критическую роль в этом взаимодействии – достаточно будет указать цель, а дрон самостоятельно выполнит миссию.

Вооружение тоже эволюционирует. В арсенал поступят ракеты, способные развивать гиперзвуковую скорость и оставаться малозаметными для сенсоров. В перспективе могут появиться системы с направленной энергией – в частности лазерное оружие, которое пока находится на стадии разработки.

  • США также ведут отдельную программу для ВМС – F/A-XX, которая дополнит F-47.
  • Параллельно Великобритания, Италия и Япония создают совместный самолет в рамках программы GCAP – преемника Eurofighter Typhoon и Mitsubishi F-2.
  • А Германия, Франция и Испания работают над FCAS – проектом, который должен заменить самолеты Rafale и Typhoon.

Разработка истребителей шестого поколения уже продолжается, но остаются вопросы относительно стоимости, сроков и технической реализации. Если пятое поколение создавали более десятилетия, то новая волна будет еще сложнее. Ожидается, что такие самолеты будут служить не менее 30 лет – но сохранится ли актуальность технологий в таком динамичном мире, покажет только время.