Космический мусор может быть маленьким, как капля краски, или огромным, будто дом. Независимо от размера, эти искусственно созданные объекты представляют значительную угрозу для астронавтов, работающих спутников и космических кораблей, работающих на орбите. 24 канал объясняет основное, что нужно знать об этой проблеме.

Интересно На планете почти не осталось безопасного места: учёные представили волнующие результаты исследования

Насколько его много?

Количество космического мусора на орбите увеличивается вместе с развитием космической отрасли на Земле. Это могут быть старые спутники, остающиеся полностью целыми, но разряженными или сломанными; отработанные ступени ракет, не упавшие в атмосферу; разбитые куски механизмов, образованные при столкновении более крупных объектов и прочее.

• Сеть космического наблюдения Соединенных Штатов отслеживает свыше 23 000 кусков космического мусора, по размеру превышающих мяч. 3000 из них – это отработанные спутники.
  • Однако большинство обломков орбиты слишком малы, чтобы их можно было отследить. По оценкам исследователей, на орбите Земли находится свыше 100 триллионов неотслеживаемых частиц космического мусора. Подавляющее большинство имеет ширину менее 1 сантиметра.

Почему космический мусор является проблемой?

Все это вращается вокруг планеты на скоростях столь больших, что даже мелкий обломок может серьезно повредить аппарат или убить астронавта. Объекты на орбите из-за отсутствия сопротивления атмосферы достигают скорости свыше 25 200 километров в час – в 10 раз быстрее, чем средняя скорость пули на Земле. Если два движущихся в противоположных направлениях объекта сталкиваются в пространстве, то удар становится еще сильнее.

Может ли космический мусор упасть на Землю?

Да, космический мусор часто падает на Землю. Ежегодно в атмосферу входит в среднем от 200 до 400 кусочков космического мусора, который наука способна отследить. Большинство из них достаточно малы, чтобы полностью сгореть в атмосфере. Однако известно много случаев, когда большие объекты достигали поверхности.

• В августе 2022 года обгоревший кусок космического корабля SpaceX Crew Dragon приземлился в Австралии на овечьей ферме.
  • Огромный кусок китайской ракеты упал в Китае в ноябре 2022 года.
  • Обломки еще одной китайской ракеты обнаружили в Индонезии и Малайзии.
  • А в мае 2021 года такие же приземлились на Мальдивах.

Инциденты с космическим мусором

Инциденты на орбите происходят все чаще, поскольку каждый год добавляется все больше космического мусора.

• 10 февраля 2009 года недействующий российский космический аппарат врезался в действующий американский коммерческий спутник Iridium, уничтожив оба и добавив на орбиту более 2300 обломков (и это только те, что можно отследить).
  • В марте 2021 года обломок российской ракеты столкнулся с действующим китайским военным спутником и уничтожил его.
  • В июне 2021 года небольшой кусок неизвестного космического мусора врезался в роботизированную руку Международной космической станции, повредив, но не уничтожив ее.

10 марта группа международных исследователей опубликовала в журнале Science призыв к объединению усилий, чтобы обратить внимание на растущую проблему и сделать шаги по ее решению.