Ученые обнаружили, что в предыдущие периоды глобального потепления – 3 и 15 миллионов лет назад – слои рыхлых осадочных пород сползали, вызывая массивные волны цунами, мчавшиеся к берегам Южной Америки, Новой Зеландии и Юго-Восточной Азии. То же может повториться и сегодня.

Интересно К 2100 году большая часть планеты изменит свои климатические зоны.

Что известно

Подводные оползни являются основной геологической опасностью, которая может повлечь за собой цунами, что приведет к огромным человеческим жертвам. Наши выводы подчеркивают, что нам необходимо срочно углубить наше понимание того, как глобальное изменение климата может повлиять на стабильность этих регионов и потенциал будущих цунами,
– говорит преподавательница гидрографии и исследования океана в Университете Плимута в Великобритании Дженни Гейлз.

Впервые исследователи обнаружили доказательства древних оползней у берегов Антарктиды в 2017 году в восточной части моря Росса. Под этими оползнями находятся слои слабых осадочных пород, переполненные окаменевшими морскими существами, известными как фитопланктон. В 2018 году ученые вернулись в этот район и пробурили глубоко в морское дно, чтобы вытащить керны осадка – длинные, тонкие цилиндры земной коры, которые слой за слоем показывают геологическую историю региона.

Проанализировав осадочные керны, ученые узнали, что слои слабых отложений образовались в течение двух периодов:

• Около 3 миллионов лет назад в тёплый период середины плиоцена.
  • Приблизительно 15 миллионов лет назад, во время климатического оптимума миоцена.

В эти эпохи воды вокруг Антарктиды были на 3 градуса по Цельсию теплее, чем сегодня, что приводило к всплескам цветения водорослей, которые после отмирания заполняли морское дно внизу богатым и скользким осадком, делая регион склонным к оползням. В последующие холодные климатические периоды и ледниковые периоды эти скользкие слои были покрыты толстыми слоями крупного гравия, принесенного ледниками и айсбергами.

Точная причина прошлых подводных оползней в этом регионе доподлинно неизвестна, но исследователи нашли вероятного виновника: таяние ледникового покрова в результате потепления климата. Истечение периодических ледниковых периодов Земли привело к тому, что ледниковые щиты уменьшились и отступили, облегчив нагрузку на тектонические плиты Земли и заставив их отступить вверх в процессе, известном как изостатический отскок.

После того как слои слабых осадочных пород накопились в достаточном количестве, поднятие Антарктиды вызвало землетрясения, которые вызвали сползание крупного гравия на скользких слоях с края континентального шельфа, что привело к оползням, которые вызвали цунами.

Масштабы угрозы

Размеры древних океанских волн неизвестны, но ученые отмечают два относительно недавних подводных оползня, которые породили огромные цунами и повлекли за собой значительные человеческие жертвы.

• Цунами Гранд Бэнкс 1929 года, поднявшее волны высотой 13 метров и убившее около 28 человек у канадского побережья Ньюфаундленда.
  • Цунами 1998 года в Папуа-Новой Гвинее, поднявшее волны высотой 15 метров, унеся 2200 жизней.

Поскольку многие слои осадочных пород все еще захоронены под морским дном Антарктиды, а ледники на вершине суши медленно тают, исследователи предупреждают, что будущие оползни и цунами могут повториться.