HeyGen работает с помощью нейросетей. Он анализирует оригинальное видео, выделяя из него звук и изображение. Система транскрибирует речь, переводит на другой язык, а затем озвучивает с нуля похожим голосом, подгоняя движения губ и мимику. Если обобщить все это, можно сказать, что по своей сути HeyGen является приложением для создания дипфейков. Теперь в сети можно найти англоязычные мемы "Мені нравиться, як воно горить", "Таке чуство, шо Бог карает нас за шось", знаменитое "Астанавитесь" на немецком и прочее.

Смотрите также Telegram превращается в суперприложение, как китайский WeChat

Все начинается в Китае

Согласно официальной информации, указанной на странице HeyGen в соцсети X, стартап происходит из Калифорнии. Страница ведется исключительно на английском языке. Однако по данным LIGA.net, сервис на самом деле имеет китайские корни.

Основателями компании являются Джошуа Сюй (Joshua Xu) и Уэйн Лян (Wayne Liang). Первый много лет работал в Snapchat, а второй – в американском офисе TikTok.

  • В начале своей истории в 2020 году оба запустили продукт под названием Surreal, который фактически был тем же самым deepfake-генератором, лежащим в основе нынешней версии. Он оказался очень популярным среди китайских пользователей и очень быстро привлек от 2 до 3 миллионов долларов инвестиций от китайских фондов Sequoia Capital China и ZhenFund. Об этом писал в свое время TechCrunch, прямо называя компанию китайской, поскольку, как становится понятно, создали ее в Китае, в городе Шэньчжэнь.
  • Несколько позже компания меняет название на Movio и переезжает в Лос-Анджелес. Ей удается привлечь еще 9 миллионов долларов от той же Sequoia и еще одной китайской фирмы Baidu Ventures. Третьим новым инвестором стала американская International Data Group (IDG). В настоящее время компания предлагает кастомизированные аватары для коммерческих клиентов, не выпуская свой продукт в массы. Китайские компании находят в сервисе большую выгоду, ведь они могут снимать дешевую рекламу у себя, а затем легко менять ее под западный рынок, добавляя английский язык и накладывая на актеров новые лица не азиатской внешности (поскольку считают, что китайские модели не привлекают потребителя вне китайского рынка).
  • Наступает 2023 год. Movio снова меняет название и теперь называется HeyGen. Ее страница на LinkedIn сообщает, что над сервисом работает не более 50 человек, часть из которых получили образование в китайских государственных университетах.

Без России не обошлось

Еще одним важным привлекающим внимание моментом является текущее руководство компании. Как пишет источник, ссылаясь на данные из того же LinkedIn, одну из руководящих должностей в компании занимает россиянка Вероника Кача. Она возглавляет отдел развития бизнеса в компании, а до этого училась в Балтийском федеральном университете, расположенном в Калининграде. Розным языком указан русский, а предыдущее место работы – медицинско-аналитическая компания Zabota 2.0 в Москве. Судя по ее соцсетям, Кача сменила постоянное место жительства на Лос-Анджелес, но продолжает периодически наведываться в Россию.

Выводы

Конечно, все это не означает, что HeyGen обязательно работает на правительства Китая и России, например, собирая какую-то информацию о пользователях, ведь никаких прямых доказательств этому нет. Компания не встревала в скандалы, сливы информации или громкие разоблачения, которые могли бы на это намекать. Однако эти два факта дают много поводов для размышлений и подозрений.