Еще в декабре 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил о необходимости перехода от советской модели предоставления льгот к их монетизации и адресности. В июле 2015 министр социальной политики Павел Розенко обещал внедрение системы льгот на проезд в виде денежной компенсации. В августе 2015 министерства социальной политики и инфраструктуры заявляли, что технически готовы к монетизации льгот на проезд в транспорте уже с 1 января 2016 года.
Между тем, наступил 2016-й — а никто до сих пор не может дать четкого объяснения, как происходит хотя бы какая-то монетизация. Не говоря уже об адресном возмещении наиболее затратной для бюджета сферы — энергетической. Более того, сами льготы в рамках реформирования советской системы "урезать" не забыли. А вот о монетизации теперь вспоминают время от времени, забывая объяснить, что это и зачем, и есть ли уже какие-то наработки в направлении реформирования системы государственных возмещений.
Кто выигрывает от субсидий и возмещения льгот
Начать стоит с того, что у нас в государстве достаточно запутанная система возмещений и пособий от государства. Прежде всего, следует различать льготы и субсидии. Потому что это разные виды, которые регулируются различными нормами закона.
Льготы — это вид определенных государственных привилегий, которые предоставляются за определенные заслуги перед государством: учителям, военнослужащим, работникам внутренних дел и тому подобное. Если государство не имело возможности давать им больше по зарплате, то отдавало в натуральном виде газом или уплатой коммунальных услуг. В 2015 году вступил в силу новый Порядок предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги, согласно которому часть льготников потеряла, в частности, льготы на коммунальные услуги. Однако такие семьи могли и могут обращаться за субсидией к государству.
Субсидии предоставляются тем, кто не может сам за себя заплатить, имея низкие доходы. Тогда государство помогает ему обеспечить достойные условия проживания. Напомним, после того, как в Украине несколько раз дорожали энергоносители и коммунальные услуги, в правительстве разработали новую систему предоставления субсидий, которая призвана помочь с оплатой коммуналки большему количеству украинцев.
Как пояснил в комментарии сайту "24" эксперт Реанимационного пакета реформ Святослав Павлюк, субсидионный бюджет сейчас в Украине здоровенный: в 2015 году у нас на это ушло 25,4 миллиарда гривен согласно бюджету.
Однако главный минус даже не в сумме субсидий, а в том, что деньгами они обеспечивают не граждан, а предприятия, которые предоставляют гражданам услуги, за которые потом получают от государства компенсацию в том или ином виде.
Эти деньги перечисляются предприятиям, которые предоставляют услуги, входящие в перечень льгот — на поставку воды, горячей воды, водоотведения, горячего водоотведения, электроэнергии, газа, вывоз мусора. Общий объем счетов, выставленный населению в прошлом году, составил 51 миллиард гривен. Половину заплатило государство,
— отметил Павлюк.
Кроме того, уточнил эксперт РПР, субсидии формально предоставляются на объем, который потребители не всегда используют. И не потраченные деньги, якобы, остались на счетах теплокоммунэнерго. Но в результате той сложной и не постоянно прозрачной системы взаимозачетов, а не живых денег, у местных теплокоммунэнерго и местных облгазов остаются обязательства поставить газ под списание их обязательств по уплате налогов. И получается — фактически они должны поставить весь объем газа, а реально зарплату своим людям им не из чего платить.
Такая же система до сих пор действовала и при расчетах государства с транспортными предприятиями, которые предоставляют услуги льготного проезда. То есть, например: маршрутка перевозит льготника за половину стоимости или бесплатно, а эти деньги из бюджета (государственного или местного) затем компенсируются владельцу маршрутки. Но предприятие может как "приписать себе" больше льготников, чем есть, так и перевезти их на большую сумму, чем вернет государство.
Что такое монетизация льгот и для чего она
Правительство, а вместе с ним и эксперты, считает, что более эффективный подход — выделять деньги собственно льготнику (здесь мы имеем в виду также и тех, кто получает различного вида субсидии), а уж он их может тратить на проезд, для повышения энергоэффективности жилья, для оплаты коммунальных услуг в пределах той суммы, которая будет определена государством. Для этого и нужна монетизация. Собственно, "монетизация" — это процесс преобразования чего-либо в законное платежное средство. В нашем случае — превращение обязательств государства в средства для льготника.
Есть три блока того, что нужно сделать, чтобы избавиться, наконец от старой системы перечисления льготных средств:
- определить, каким образом монетизировать деньги, перейти от взаимозачетов в расчетах между бюджетом и поставщиками;
- определить, как администрировать эти деньги, где их хранить, как охранять, и какие структуры будут участвовать в этом процессе, и кто за что будет отвечать;
- прописать, как их тратить.
По словам Святослава Павлюка, сегодня ни на одном из этих этапов конечного понимания нет.
Пока не будет хотя бы понимания, как перейти от взаиморасчетов к монетизированным расчетам, о двух последующих этапах нечего и говорить. Пока нет согласования между министерством финансов и правительством об этих вещах, да и парламент это должен утвердить,
— пояснил он.
Варианты реформирования
Далее — подробнее о том, какие варианты преобразования обязательств государства в реальную адресную помощь льготникам предлагают специалисты.
Первое и самое главное — нужно, чтобы эти деньги были. Потому что на сегодняшний день "благодаря" системе взаимозачетов между государственными и частными предприятиями-участниками энергетической и коммунальной сфер (в частности, между "Укргаздобычей" и облгазами) денег как таковых нет. Поэтому нужно придумать другую логику, как любую копейку пустить не на проедание, а на энергосбережение. Прописать эту новую логику расчетов очень сложно, потому что это большой массив регуляторных документов. А мы знаем, как у нас долго и болезненно готовятся подзаконные акты, даже когда закон уже принят. И складывается впечатление, которое подтвердили и эксперты — сегодня эту логику в государстве не представляет никто, наверное.
Среди разрабатываемых концепций самой простой кажется — выдавать все субсидии деньгами. Но на это Минфин не согласится (и не соглашается, собственно). Впрочем, часть субсидий на топливо у нас так и предоставляется — в прошлом году в бюджете было около 800 миллионов гривен, которые предоставлялись населению в виде субсидий на твердое топливо, для тех граждан, которые не подключены к сетям газа или централизованного тепла.
Еще одна идея — создать фонд термомодернизации. Собственно, ее, в рамках презентации концепции Фонда энергоэффективности, недавно представил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.
По его словам, одна из главных проблем энергетического сектора Украины — это несовершенство механизма отопления жилого сектора, где теряется около 60% потребленной энергии или почти 3 миллиарда долларов ежегодно. По подсчетам Минрегиона, постоянное финансирование и эффективное прозрачное управление позволят достичь более миллиарда кубических метров ежегодной экономии газа уже через три-пять лет.
Від ідеї до справиБільше ніж півроку ми наполегливо працювали над створенням концепції роботи Фонду Енергоефективності...
Опубліковано Геннадієм Зубком 26 лютого 2016 р.
Еще одну концепцию предлагает "Нафтогаз". Он готов получить часть денег, которые выделят на энергоэффективность, и заменить часть газовых котлов у людей, которые самостоятельно это сделать не могут. Для примера: у нас в стране 1,8 миллиона субсидиантив — это единоличные домохозяйства, в которых проживают одинокие пенсионеры. Преимущественно, это старые женщины, которые сами котел не поставят, даже если его дать им бесплатно, надо, чтобы кто-то им это сделал. Собственно, "Нафтогаз" это и предлагает сделать.
Существует также любимая концепция некоторых чиновников — ничего не менять, оставить все, как есть.
К счастью, пока от идеи монетизировать льготы и субсидии не отказываются. Да и эксперты-активисты работают в этом направлении.
Однако окончательного решения, как же монетизировать государственную помощь малообеспеченным и льготникам, нет, и даже когда оно будет наработано — сказать невозможно. Остается следить за развитием событий и напоминать об обещаниях.
Вместе с тем, чтобы сэкономить, можно утеплить дом: