И наконец создаст условия на рынке для развития конкуренции. Как следствие, пассажиры могут рассчитывать на снижение цен на билеты. По подсчетам специалистов, сегодня 60% украинского авиапространства контролируется одной компанией, которая негативно влияет на развитие отрасли.
"Развитие авиационной отрасли контролируется. Разве нужен украинскому потребителю такой контроль, и готов ли украинский потребитель платить более 3500 тыс. грн за билет в Киев-Днепропетровск, или Киев-Донецк, что наблюдается сейчас на рейсах монополистах", - говорит доцент кафедры экономики НАУ Артур Винюкова-Прощенко.
Однако прежде чем открывать небо, необходимо модернизировать парк воздушных судов и аэронавигационное оборудование, либерализовать рынок воздушных перевозок, убеждены специалисты. Это даст возможность развивать региональные аэропорты, стимулировать увеличение пассажиропотока и создать полноценный бюджетный сегмент авиаперевозок.
Вместе с тем, специалисты подчеркивают, от либерализации авиапространства для самих участников рынка будет не только польза. Существует, в частности, риск усиления ценовой конкуренции на рынке, увеличения расходов на обеспечение стандартов безопасности, уменьшения прибыли авиакомпаний из-за снижения цен на авиабилеты. И поэтому авиакомпании понесут убытки.
"Существует риск задержки рейсов из-за ограниченной возможности их обслуживания, возможно увеличение времени ожидания на пунктах паспортного контроля, снижение уровня безопасности перевозки багажа", - говорит старший научный сотрудник ИЭД Ирина Коссе.
Заметим, переговоры относительно создания совместного авиапространства еще продолжаются. В ходе переговорного процесса стороны не могут прийти к согласию относительно имплементации процедур для внедрения использования как европейских, так и украинских самолетов и двигателей, а также касательно организации воздушного движения и либерализации визового режима.
"Мы уже сегодня находимся на стадии завершения обсуждения с Европой в рамках законодательной фазы либерализации для Украины визового режима с ЕС, и в ближайшее время перейдем к обсуждению авиационной фазы", - говорит представитель управления по вопросам европейской интеграции АП Леонид Пирожков.
Напомним, переговоры о присоединении Украины к общему авиационному пространству начались в декабре 2007 года. Тогда же государство поставило целью рабочей группе завершить их к концу 2010 года. Впоследствии дату подписания перенесли на 2011 год, однако очевидно, что и в этом году указанное соглашение вряд ли подпишут.