Об этом во время общественных консультаций по вопросам тарифной политики ПАО "Укрзализныця" в Государственной регуляторной службе Украины заявил народный депутат, владелец горнорудной компании Ferrexpo Константин Жеваго. Он отметил, что запланированное в этом году повышение тарифов на 25% также приведет к падению объемов перевозок и ляжет на плечи конечного потребителя.
"Тарифы – составляющая часть не только бизнеса. Повышение издержек для бизнеса и промышленности – АПК, сферы услуг, горно-металлургической отрасли – в конце концов будет переложено на плечи потребителей. С повышением тарифа на грузоперевозки возрастет и тариф на уголь, который доставляется на электростанции. Значит, возрастет цена на электроэнергию, которую электростанции произведут. И не только промышленные предприятия получат повышение тарифов на электроэнергию, но и потребители жилищно-коммунальной сферы", – заявил Жеваго.
Он напомнил, что заявление руководства "Укрзализныци" о повышении тарифов на 25% стало неожиданностью для бизнеса.
Мы заложили бюджеты, показали банкам. И вдруг нам говорят – тариф поднимается на 25%. Это не европейская практика. Так не поступает ни один регулятор,
– подчеркнул бизнесмен.
По его словам, более 90% украинских грузоперевозчиков сошлись во мнении, что тарифы повышать нельзя. Альтернативой росту тарифов должна стать максимальная либерализация – возможность отраслевым предприятиям самим выбирать, куда вкладывать деньги.
"Сегодня мы купили вагоны за 27 тысяч долларов. "УЗ" на первом тендере закупила вагоны по 32 тысячи, на втором – по 30 тысяч. Разница в 3 тысячи долларов – это 27 млн долларов в год. Кто эти деньги положит в карман? Если нам разрешат покупать локомотивы, как когда-то – вагоны, мы сможем покупать их по рыночной цене, ремонтировать, заправлять дизелем. Заберем у УЗ основу для возникновения коррупции", – заявил Жеваго.
В свою очередь, генеральный директор Мариупольского металлургического комбината Юрий Зинченко заявил, что на самом деле в приказе "Укрзализныци" речь идет не о 25-процентном повышении тарифов, а о 40-процентном.
"В тариф включается компенсация за пробег порожнего вагона, об этом речь идет в приказе. Значит, есть еще скрытая цифра на уровне 15%, и в результате выходит 40%. Но у нас нет возможности закладывать в цену такое повышение. Конкуренция на рынке металла такова, что имеет значение каждый доллар. А если тарифы повысят на 25% (а по факту 40%), у нас около 10% заказов станут нерентабельными. Себестоимость чугуна поднимется на 3 доллара за тонну, металлопродукции – на 5 долларов на тонну. И чтобы не входить в убытки, мы должны будем отказываться от части заказов", – подчеркнул Зинченко.
Напомним, 1 февраля в Европейской бизнес-ассоциации состоялся круглый стол при участии представителей различных отраслей экономики и руководства ПАО "Укрзализныця". Участники события – представители бизнеса – выступили категорически против повышения тарифов на 25%.