Такое мнение порталу "НВ Бизнес" высказал совладелец компании "Новая Почта" Владимир Поперешнюк, анализируя зарегистрированные в Верховной раде Украины два законопроекта: № 3544 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения платы за использование автомобильных дорог общего пользования" и №3545 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно внедрения платы за использование автомобильных дорог общего пользования".
Документы предусматривают введение с 1 января 2021 года платы за проезд по автомобильным дорогам Украины с иностранных компаний, которые владеют грузовиками с разрешенной максимальной общей массой 12 тонн и больше. Через 3 года, с 1 января 2024 года, действие закона будет распространяться и на украинских грузоперевозчиков.
По мнению Владимира Поперешнюка, законодательные нововведения повлекут необратимые последствия. Прежде всего, начнется массовый передел рынка.
"Все мы были свидетелями недавней массовой стрельбы в Броварах между официальными и теневыми маршрутными перевозчиками. Можете себе представить, что будет, когда 1 января 2024 начнет действовать плата за пользование дорогами для отечественных грузоперевозчиков? Много официальных перевозчиков, среди которых небольшие компании, будут вынуждены сходить с дистанции. Ведь в условиях дополнительных финансовых нагрузок они не смогут конкурировать в ценовом сегменте с крупными и более мощными игроками. Их место постараются занять другие, в частности представители теневого сектора", – предупреждает Поперешнюк.
Еще одним неблагоприятным следствием станут социальные бунты, к которым украинцев подтолкнет рост цен на все без исключения товары и услуги.
"Большому бизнесу придется заложить плату за пользование дорогами и штрафные санкции в себестоимость услуг грузовых перевозок. Таким образом можно ожидать стремительного подорожания всех без исключения товаров и транспортно-логистических услуг. А это повлечет за собой уменьшение покупательной способности гривны и еще значительно ухудшит качество жизни украинцев. Стоит ли прогнозировать при таких условиях новую мощную волну социальных протестов? Вопрос опять-таки риторический", – говорит совладелец "Новой почты".
Наконец, приняв непродуманные законы, Украина рискует дискриминировать иностранных перевозчиков и потерять остатки и без того мизерного объема международного транзита.
"Экономические выгоды, на которые рассчитывают авторы законопроектов, крайне сомнительны. Скорее всего, оптимистичные ожидания не оправдаются, а наоборот – эти действия приведут к существенным потерям государственного и местного бюджетов. Сопроводительные документы к законопроектам не содержат ни понятных расчетов по суммам поступлений, ни официальной статистики по количеству иностранных перевозчиков и грузовиков, осуществляющих транзитные перевозки по территории Украины. Однако если иностранные транзитеры прекратят транспортировать грузы по нашей стране, потери будут измеряться десятками миллионов гривен. Следовательно, ремонтировать и строить автодороги, что планируется делать за счет пока иностранных перевозчиков, будет не за что", – резюмировал Владимир Поперешнюк.