Иногда кажется, что украинские классики знали о любви все. Только вспомните, как трогательно описаны выдающиеся истории любви в литературе. И любовь там разная – счастливая, увлекательная, трагическая, пишет 24 Канал.

К теме "Цветы и цукерки зайкам не дарят": как правильно говорить по-украински о Дне Валентина и любви

Как говорить с детьми о любви через литературу

"Тени забытых предков" – Михаил Коцюбинский

Автор описывает в повести бесконечную любовь, реальное и потустороннее измерение. Есть истории любви, которые имеют "хэппи энд", а есть и такие, у которых нет финала – они бесконечны. Именно к таковым относится любовь героев повести Ивана и Марички.

Их история символизирует вечную любовь – чувство, которое преодолевает не только расстояние, но и время, смерть и пределы человеческого существования. Оно одухотворено силой искусства и музыки, а еще мистическое.

В воздухе Маричка и Иван постоянно вместе – их отношения полны чистоты и красоты. Он не может жить без нее, и однажды они воссоединятся.

После обсуждения задайте ученикам несколько вопросов:

  • Возможна ли такая любовь в реальной жизни? Как оно будет проявляться?
  • Как вы думаете, действительно ли это любовь? Если да, то как могла сложиться судьба влюбленных, если бы Маричка не погибла?
  • Можно ли назвать эту любовь счастливой? Почему?

Сразу заметьте, что правильного ответа нет. Пусть дети отвечают так, как чувствуют.

"Наталка-Полтавка" – Иван Котляревский

Автор пишет о любви равных по статусу. Многие считают, что в украинской литературе писатели больше рассказывают о несчастливой и неравной любви. Но "Наталка-Полтавка" – это совсем об обратном.

Сердце главной героини Наталки было занято Петром – парнем, с которым они росли и дружили еще с детства. Когда к Наталке приходит свататься возный Тетерваковский, она отвечает: "Знайся конь с конем, а вол с волом", тем самым объясняя, что для нее важное социальное равенство в отношениях.

Кроме того, Наталья и Петр решительно настроены на построение здоровых отношений и работают над тем, чтобы быть вместе. Парень на четыре года пошел на заработки, чтобы быть с любимой. Девушка умиляет всех на помолвке с возным.

После обсуждения предложите детям ответить на несколько вопросов:

  • Как вы думаете, действительно ли социальное равенство имеют значение в отношениях?
  • Что вы думаете по поводу любовных треугольников? Что делать в такой ситуации?
  • Пофантазируйте, что бы случилось, если бы Петр внезапно не вернулся? А если бы вернулся позже?

"Лесная песня" – Леся Украинка

Драма-феерия от украинской выдающейся поэтессы рассказывает о токсичных отношениях. Все же помнят прекрасную и трагическую историю любви Мавки и Лукаша ? Это действительно одна из величайших историй в украинской литературе.

Все ученики когда-то переживали за лесную красавицу Мавку, которая влюбилась в земного и реального парня. Это чувство настолько сильно, что девушка готова отказаться от своего волшебного мира и принести всю свою жизнь в жертву любви.

"Лесная песня" – это увлекательное произведение, но, несмотря на красивую драматургию, отношения Мавки и Лукаша токсичны. Обсудите с детьми это утверждение. Пусть дети подумают и попытаются ответить на следующие вопросы:

  • С чего начинаются гармоничные отношения?
  • Какие, по их мнению, токсичные отношения?
  • Стоит ли кардинально менять свою жизнь ради любимого человека? Какие плюсы и минусы такого поступка?

"Маруся Чурай" – Лина Костенко

Этот роман рассказывает детям о верности и предательстве. "Моя любовь лбом достигала неба, а Гриша ходил ногами по земле", – говорится в произведении.

Автор рассказывает нам, что Маруся давно любила Гришу. И казалось, что чувства вполне взаимны, но Гриць был из зажиточной семьи, а его мать не хотела видеть бедную невестку. Однажды Гриць больше не пришел к Марусе. В то же время стало известно, что он собирается жениться на другой.

Потом Гриша рассказывал Марусе, что пошел на такой шаг вынужденно, исключительно ради матери, на самом же деле он страдал и любил только Марусю.

Интересно, что Гриць говорил, что чувствовал себя хуже, чем Маруся, которую он предал. Девушка же считает, что растоптанная изменой любви невозможно вернуть к жизни. И именно тогда произошла трагедия: Гриша выпил яд, который Маруся приготовила для себя.

Пообщайтесь с детьми на вопросы по этой истории:

  • Какие были эти отношения, как принято говорить сейчас, "здоровыми"? Не были ли они изначально неравными?
  • Стоит ли даже самая сильная любовь жизни? Подумайте, были ли "колокольчики" в отношениях Маруси и Грица?
  • Нужно ли родителям вмешиваться в жизнь детей и указывать, кого любить, на ком жениться?

Здесь также можно пофантазировать и подумать над тем, как бы сложилась жизнь Грица и Маруси, если бы они все же обручились.

"Город" – Валерьян Подмогильный

Этот сочинение о любви и эгоизме. Главный герой романа Степан Радченко влюблялся не раз в жизни.

Сначала Степан будто любит Надежду, но в конце концов обращается с ней низменно. Затем он находится в отношениях со старшей Тамарой Васильевной, но она является для него только одним эпизодом. Впоследствии Степан встречает Зосю, с которой уже не думает о любви и т.д.

Такие самовлюбленные люди всегда ставят свои интересы выше интересов других. И это может завершиться трагически. Предложите детям подумать и ответить на несколько вопросов:

  • Любил ли Степан Радченко хоть кого-нибудь из девушек? Способен ли эгоистический человек на искреннюю любовь?
  • Может ли настоящая любовь изменить такого человека?
  • Имеют ли будущее отношения, в которых любит только одно?