Сегодня инклюзивное образование активно внедряется в Украине. И в свое время класс Леси Павлюк стал пионером этих образовательных изменений. Своим опытом делится победительница Global Teacher Prize Ukraine 2024, пишет 24 Канал, ссылаясь на интервью "НУШ".

Смотрите также Будет способствовать поступлению и прохождению практики: Рада приняла закон о развитии волонтерства в образовании

Как формировался опыт инклюзивного образования Леси Павлюк

С необходимостью приобретения знаний об инклюзии Леся Павлюк столкнулась в 2016 году, когда в класс, где она преподавала, пришел ребенок с особыми образовательными потребностями. У мальчика был очень высокий уровень интеллекта, но он имел трудности в общении со сверстниками, поэтому процесс социализации проходил достаточно сложно.

Я не очень понимала, как выстраивать коммуникацию с этим ребенком, как помочь улучшить общение с остальными сверстниками, какие задачи лучше предложить и т.д,
– вспоминает педагог.

Сначала класс не был инклюзивным, но потребность в создании такого уже возникла. Тогда не было ассистента учителя, а мальчик требовал больше моего внимания, которого учительница не могла дать, ведь нужно было работать и с другими детьми. Весной родители ученика сами предложили перейти на инклюзивную форму обучения со следующего учебного года и Леся начала к этому готовиться.

Перечитала всю документацию и требования МОН, профессиональную литературу, консультировалась с работниками Института последипломного образования, психологами, спрашивала у них советы, как лучше выстраивать взаимодействие во время инклюзивного обучения,
– рассказывает учительница.

Именно в то время она открыла для себя образовательной кинезиологией и использует ее до сих пор. Упражнения по образовательной кинезиологии – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья с помощью определенных двигательных упражнений. Они формируют нейронные связи между двумя полушариями мозга и развивают их, а еще улучшают речь и концентрацию внимания.

Уже с нового 2016 – 2017 учебного года ее класс стал инклюзивным, а также получил ассистента учителя, точнее ассистентку, которая могла больше внимания уделять детям с ООН. Вспоминает, что усилия не были напрасны, а тот мальчик стал значительно спокойнее, увереннее, потому что знал, что рядом с ним есть человек, который всегда может ему помочь и поддержать. Уже в 4 классе ему удалось улучшить коммуникацию со сверстниками. Сейчас он учится уже без помощи ассистента.

Поэтому инклюзивная форма обучения действительно дает результаты, хотя, конечно, каждый случай индивидуальный, и порой школа может не дать ребенку всех тех возможностей, которые предлагает, скажем, специальное учебное заведение. Все зависит от потребностей,
– комментирует госпожа Леся.

Леся Павлюк отмечает и то, что учителям во время инклюзивной формы обучения следует быть готовыми к тому, что придется общаться с различными специалистами из инклюзивно-ресурсных центров – логопеды, дефектологи, психологи и тому подобное. Но этого не стоит этого бояться, ведь специалисты ИРЦ могут помочь и дать совет.

Учителя не могут знать обо всем, поэтому следует постоянно учиться. Она вспоминает, что тоже училась работать с детьми с ООН. В частности, приходила в ИРЦ, консультировалась, спрашивала, как лучше, чтобы действительно оказать качественную помощь ребенку и организовать для него образовательный процесс.

Госпожа Леся замечает, что педагоги должны учесть тот факт, что дети с особыми образовательными потребностями могут вести себя по-разному, но не всегда какое-то их поведение или эмоция направлена сугубо на вас, или через вас. Нужно уметь дистанцироваться от этого и принимать такие особенности.

Кроме того, такое образование формирует толерантное отношение у детей, а затем и во взрослой жизни, к людям с особыми потребностями. Что так важно для нашего государства.